Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Примерное время чтения: 8 минут
1125

Телега впереди лошади. 6 важных изменений в старшей школе

В курс школьной информатики хотят добавить машинное обучение, анализ больших данных, искусственный интеллект.
В курс школьной информатики хотят добавить машинное обучение, анализ больших данных, искусственный интеллект. / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Минпросвещения опубликовало проект приказа о новых стандартах обучения в 10-11 классах. В пояснительной записке к документу сказано, что он разрабатывался во исполнение поручений президента об обновлении образовательных стандартов по математике, физике, химии и биологии. А также для реализации мер по повышению качества математического и естественно-научного образования до 2030 года.

Как будут учить в 10-11 классе?

Как же предлагают изменить обучение старшеклассников? Вот некоторые положения документа.

1. Профильность старшей школы сохранится — технологические, химбио классы и прочие. Однако внутри этих направлений школы смогут формировать более узкоспециализированные классы и группы обучения — инженерные, медицинские, психолого-педагогические, лингвистические и др. Добавится также агротехнологический профиль.

Прописаны стандарты по оснащению классов для уроков химии, биологии, химии, перечислено обязательное оборудование, мебель и т. д.

2. В курс школьной информатики хотят добавить машинное обучение, анализ больших данных, искусственный интеллект.

3. В числе основных предметов для изучения включен второй иностранный язык. Его можно будет изучать по заявлению родителей и при наличии в школе необходимых условий.

4. Указано, что школы могут применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

5. При приеме или переводе на обучение в другую школу в класс, где углубленно изучаются отдельные предметы, может проводиться индивидуальный отбор.

6. Особый акцент сделан на проектную деятельность и практическое применение (!) проводимых исследований. В законопроекте так и сказано — «возможность получения практико-ориентированного результата», «практическая направленность проводимых исследований и проектной деятельности».

До 18 декабря проводится педагогическая экспертиза проекта приказа и сбор предложений от учителей. Если закон будет принят, то он вступит в силу с 1 сентября 2027 года.

Сразу стоит отметить. Что касается искусственного интеллекта и машинного обучения в школе, то не стоит обольщаться. Речь вовсе не о подготовке программистов со школьной скамьи, а всего лишь о формировании представлений о цифровых технологиях и навыков «использования средств искусственного интеллекта для достижения практико-ориентированных результатов». То есть в школе будут учить детей писать правильные запросы в ChatGPT? Можно с уверенностью сказать, что дети это умеют и так и вовсю пользуются для решения домашних заданий и даже олимпиад. Обучать машинному обучению в обычной средней школе в принципе невозможно — для этого нужны знания высшей математики (линейной алгебры и других разделов), которая преподается в вузах. А ученики в массе своей и школьную математику осваивают с трудом, не имея системных знаний по предмету, часто их лишь тренируют решать определенные типы заданий из ОГЭ и ЕГЭ.

Про учителя забыли

«Я бы назвал это модернизацией без учета человеческого фактора, — рассказал aif.ru создатель и директор школы — специализированного олимпиадно-научного центра в Казани (СОлНЦе), заслуженный учитель Республики Татарстан Павел Шмаков. — Александр Тубельский, создатель и в течение десятков лет директор муниципальной школы № 734 Москвы (Школы самоопределения) говорил, что путь по созданию ФГОСов (федеральные государственные образовательные стандарты — прим. ред.), подгоняющих детей под кем-то установленную планку результатов без планки для требований к школе, неверен. Наконец-то государство услышало великого учителя и пошло по пути модернизации стандартов с целью „сделать обучение более современным, практичным и гибким“. Это прекрасно! Я восхищен тем, что появляются „чёткие требования к оборудованию кабинетов физики, химии и биологии“. Да и вообще, список дополнений, изменений, обновлений, без сомнения, хорош. Да только... забыли об учителе».

По словам педагога, если чиновники реально хотят улучшить качество образования, то должны действовать в другом порядке: уважение к учителю плюс обеспечение достойной зарплаты, потом модернизация и после всего этого — требования к ребёнку.

«У нас же, к сожалению, телега опять оказалась впереди лошади, — продолжает Павел Шмаков. — В обычной школе не хватает учителей. Квалифицированный IT-специалист с зарплатой 100 тыс. рублей и выше в школу с зарплатой в два-три раза ниже не пойдёт. Та же ситуация с учителями английского и китайского. Вне школы они получат в разы больше. То же — с психологами... Эти профессии нужны государству, и оно их адекватно оценивает — вне школы».

При этом, по мнению учителя, идея создания агроклассов может быть очень востребована в сельской местности. Хотя она и не нова. На самом деле такие классы уже созданы во многих регионах. Это проект Минсельхоза в рамках инициативы «Кадры в АПК». По данным на 2025 год, больше всего агроклассов в Воронежской, Вологодской, Калужской областях. Безусловно, лучший опыт школ нужно распространять.

Что еще не учли реформаторы?

Согласно новым стандартам, учителя должны активно выявлять таланты учеников, даже разрабатывать индивидуальные планы обучения. В том числе отбирать способных детей через олимпиады. Но ничего не сказано про то, чтобы обеспечить квалифицированное и честное проведение олимпиад. Сейчас распространена практика, когда ответы на олимпиады покупаются, причем не только учениками, но и учителями (которые передают их потом детям) — чтобы повысить рейтинг школы и получить премии к зарплате.

«Только что в Казани опубликовали список из 29(!) аннулированных Республиканским олимпиадным центром работ 11-классников на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии, которые свободно воспользовались телефонами и интернетом и скачали неверные (в этот раз РОЦ ошибся) ключи — ответы к заданиям, — отмечает Павел Шмаков. — В прошлом году такая же история со списыванием произошла на практическом туре региональной олимпиады по биологии. Причина „сливов“ заданий и нечестности детей очевидна. Сотни тысяч платят победителям заключительного этапа олимпиад. Десятки тысяч — победителям региона. Платят и учителям. К счастью, есть кому принять меры. Но не правильнее ли поставить рамки и ввести контроль, подобный тому, что есть на ОГЭ и ЕГЭ?»

Конечно, образование должно учитывать новые тренды и технологии. Но их нельзя вводить бездумно, ломая все то хорошее, что уже было в школе, закрывая небольшие провинциальные школы. К сожалению, именно по причине постоянных «реформ», бесконечных новых вводных и требований (часто никак не связанных с обучением детей) многие хорошие учителя уходят из школ. Но не все. Остаются профессионалы, преданные своему делу. И, в первую очередь, о них нужно помнить при проведении очередных реформ.

«Хочется, чтобы власти, идя правильным путем, вспомнив о кабинетах физики, химии и биологии, не забыли о провинциальных учителях этих предметов, которые трудятся в Белгороде или у нас в Нижнекамске, где, к слову, недавно закрыли филиал нашей школы, — считает Павел Шмаков. — Хотя в Казани наша муниципальная школа — на вершине всех республиканских рейтингов по достижениям учеников. Если мы, выделив деньги на соответствующее оборудование, забудем об энтузиастах (а как еще назвать сегодняшних учителей, вкладывающих душу в детей и забывающих о себе), то некому будет проводить в жизнь идеи модернизации школы. И все это останется по большей части на бумаге».

Оцените материал
Оставить комментарий (2)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах