Примерное время чтения: 7 минут
5196

Спросите ректора. Как изменился уровень знаний выпускников столичных школ?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. Откуда такая «борзота»? 19/07/2017
Школы города и вузы делают всё, чтобы повысить у школьников мотивацию учиться.
Школы города и вузы делают всё, чтобы повысить у школьников мотивацию учиться. / Рамиль Ситдиков / РИА Новости

В середине июля, в разгар приёмной кампании, кто как не ректоры могут объективно оценить успехи недавних школьников.

На две головы выше

«Видно невооружённым глазом, что уровень знаний первокурсников вырос. В этом плане московские школы на две головы выше региональных», - уверенно заявляет Валентина Иванова, ректор Московского государственного университета технологий и управления им. Разумовского (Первый казачий университет). Почему? Школьники серьёзно мотивированы учиться.

Мотивация старшеклассников лучше готовиться к ЕГЭ по химии, биологии, физике и математике в буквальном смысле растёт на дрожжах: в рамках просветительского проекта «Университетские субботы» школьники в этом университете получают азы технологии приготовления хлеба. Аншлаг наблюдается на мастер-классах по изготовлению шоколада и карамели. 

«В рамках этих встреч мы знакомим гостей с самыми яркими студентами. Например, второкурсница Фарида Бабугоева представляет нашу страну на международных конкурсах в номинации «Кондитерское мастерство». Она стала серебряным призёром Всемирной олимпиады по кулинарному мастерству в Германии», - уточняет В. Иванова.

На предпрофессиональную подготовку также ориентирована работа в кластере непрерывного технологического образования, недавно созданного университетом вместе с Департаментом образования Москвы. Кластер - это сообщество школ, техникумов, университета и Черкизовского мясоперерабатывающего завода (ЧМПЗ). Университетские преподаватели ведут дополнительные занятия в химико-биологических классах, одновременно с этим подростки посещают завод - современное автоматизированное производство с элементами робототехники. 

Более того, департамент поддержал идею отложенного трудового договора. Ученик 

10-11-го класса сможет подписать договор с ЧМПЗ, отучиться в школе, поступить в техникум либо в Университет технологий, а на втором-третьем курсе прийти работать на завод. 

Всё выше и выше баллы ЕГЭ

Российский государственный социальный университет - ещё один вуз, где абитуриенты до сдачи ЕГЭ видят, куда придут, чему научатся и на что нужно поднажать во время учёбы в школе. 

«Приёмная кампания не закончена, но сделать некоторые выводы можно. Рейтинг интереса возглавляет журналистика, - делится новостями Наталья Починок, ректор Российского государственного социального университета. - Конкурс на это направление уже составляет 74 человека на место! Нас очень радует, что поступающие приходят с достаточно высокими баллами ЕГЭ по русскому языку и литературе: 85-90 по каждому предмету». Чему удивляться, в Москве сохраняется тенденция по улучшению результатов ЕГЭ по обязательным предметам - русскому языку и математике. И уже известно, что результат москвичей по русскому в этом году превзошёл прошлогодний. 

«Мы проводим олимпиады для школьников, «Университетские субботы», встречи для выпускников колледжей. В рамках этих мероприятий прошли занятия «Методы защиты от взлома базы данных», «Занимательные опыты по физике и химии», «3D-моделирование», «Digital life: фотография как стиль жизни» и многие другие, - перечисляет Н. Починок. - Также гости знакомятся с лабораториями и инжиниринговым центром, посещают студенческую столовую, «Шахматный дом РГСУ» и слушают лекцию со студентами. Кстати, всё, что раньше нужно было записывать на лекциях под диктовку, студенты находят в электронной библиотеке университета. А очные встречи с преподавателем превращаются в дискуссии, в разработку совместных проектов».

Наталья Починок, в прошлом сама выпускница вуза, которым теперь руководит, убеждена, что формат и среднего, и высшего образования кардинально изменился.

Строгановка: кисти, краски и робототехника

Потенциал «Университетских суббот», которые четыре года назад начали проводить Департамент образования Москвы и ведущие вузы города, используют все ректоры, с которыми побеседовал «АиФ».

В академии им. Строганова на базе кафедр, дизайнерских лабораторий, мастерских и музея проводят лекции, мастер-классы и практические занятия для школьников. Значимы ли в творческом вузе баллы ЕГЭ или надежда абитуриента больше на талант?

«Мы отталкиваемся от итогов Единого государственного экзамена. Результаты творческих испытаний добавляются в общую копилку, - объясняет процедуру приёма Сергей Курасов, ректор Московской государственной художественно-промышленной академии им. Строганова. - В Строгановке, вузе с почти 200-летней историей, нет случайных абитуриентов, все идут с определённой подготовкой и навыками, и явного провала из-за низких баллов ЕГЭ у нас не было».

Академия-старожил продолжает традиции и даёт основополагающие знания в области художественного образования. Тем не менее абитуриент может быть уверен, что XXI век сюда давно пришёл: робототехника, искусственный интеллект так же привычны, как холст и кисти. 

«Отмечаем рост интереса к прикладной математике»

«В эту приёмную кампанию мы отмечаем рост интереса ребят к прикладной математике, - удивляется президент Российского государственного геологоразведочного университета им. Орджоникидзе Василий Лисов. - Она обязательно нужна для моделирования процессов, которые происходят в земной коре, при геологической разведке, однако не считается нашей профильной дисциплиной. Москва в отношении подготовки выпускников школ может похвалиться. К нам идут подготовленные ребята».

Несколько десятков московских школ находятся в тесном контакте с геологоразведочным университетом. 

«Базис взаимодействия - наш Школьный факультет для учеников 7-11-х классов, - рассказывает В. Лисов. - Это регулярная кружковая работа, конкурсы, зимние и летние лагеря, экспедиции. К примеру, с 1930-х гг. существует крымский полигон. Крым для геологического обучения благодатная территория, потому что здесь минералы, которые в обычных условиях находятся на глубине сотен метров, благодаря ряду природных процессов подняты на поверхность. Школьники одновременно там и отдыхают, и готовятся к поступлению в наш университет».

222 московские школы подготовили победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников. Столичная сборная получила больше трети всех вручённых наград. С 2013 года в школьном этапе принимает участие каждый ученик.

«Один из тезисов московской системы образования - талантливые дети есть в любом учебном заведении - абсолютно правдив, - отмечает ректор Московского физико-технического института Николай Кудрявцев. - Победители и призёры Всероссийской олимпиады в самом деле учатся в разных районных школах. Это очень хорошо!»

В МФТИ, входящий в рейтинги лучших вузов мира, стараются поступить самые сильные абитуриенты. Отбор ведётся по баллам ЕГЭ и по результатам собеседования с академиками, главными конструкторами и известными предпринимателями. От собеседования с корифеями даже после введения Единого экзамена отказываться не стали, ценят их проницательность: рекомендованные ими поступающие вырастают в тех, кем МФТИ потом гордится.

«5-7 лет назад первокурсниками становились 7 процентов москвичей. Сейчас 25 процентов! Это следствие того факта, что Москва серьёзно улучшила работу своих школ, повысила уровень подготовки выпускников, мы это чувствуем», - говорит Н. Кудрявцев. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах