Контролировать и влиять
Выступить перед москвичами приехали специалисты более чем из 50 стран и 70 регионов России. Что только не обсуждали: почему дети не хотят взрослеть, как выстроить успешную карьеру, что за методики используют полиглоты, какой должна быть школа для детей с особенностями развития. Одной из ключевых тем стало формирование современной цифровой образовательной среды. Москве в этом плане было что показать. На выставке представили ключевые городские проекты: «Московская электронная школа», «Предпрофессиональное образование», «Площадка WorldSkills», «Мои достижения» и др.
Однако система образования столицы развивается не только за счёт приумножающихся технических средств, чьи безграничные возможности полностью изменили современный урок, - внутри школы идёт множество процессов, за которые отвечают люди. И от того, кто влияет на эти процессы, зависит их результативность. На форуме «Город образования» подробно разобрали тему школьных управляющих советов - органа общественного управления школой.
Управляющие советы, членами которых могут быть родители, дети, учителя и другие заинтересованные в качественном образовании горожане, имеют широкие полномочия. Возможности давно закрепил закон «Об образовании в РФ», но годы не властны над стереотипом, что единственное, на что способна общественность, - это собирать деньги на проведение дней рождения и покупку канцтоваров для класса. Функции родительского комитета имеют мало общего с политикой, которую осуществляет управляющий совет. Члены совета участвуют в согласовании образовательной программы, имеют доступ к определённым финансово-хозяйственным механизмам, отчасти им подвластны кадровые вопросы. Совет вправе инициировать создание профильных комиссий, контролирующих качество питания или ремонтно-строительных работ. Также он может выступать в роли третейского судьи, если конфликт в классе не погасили родители, учителя и директор.
«Семьи хотят контролировать процесс, быть вовлечёнными в него, понимать, что происходит, и иногда влиять», - считает председатель управляющего совета школы № 1250, директор Департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова. С управляющими советами такое понятное желание родителей обретает законную силу. «Это полезная, умная и востребованная вещь, - полагает она. - Я только год в управляющем совете и учусь всему этому искусству. Место председателя требует профессионального подхода».
Нагрузка по силам
Мария Захарова не сходит с экрана телевизора: почти в каждом выпуске новостей сотрудник МИДа отвечает на нападки зарубежных политиков - какие здесь ещё могут быть школьные дела! Однако выкраивают часы в насыщенном рабочем графике и другие публичные люди: управляющими советами школ Москвы руководят ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Геннадий Онищенко, председатель совета Фонда развития инновационного центра «Сколково» Аркадий Дворкович, ректор РАНХиГС Владимир Мау.
«Нельзя сказать, что это вторая работа, - говорит председатель управляющего совета школы № 1505, председатель комиссии Мосгордумы по образованию Антон Молев. - Эта деятельность вполне совмещается с большой серьёзной нагрузкой. У совета есть обязательные заседания, а между ними неформальные диалоги с директором и членами совета. Интенсивность каждый выбирает для себя».
«В управляющие советы должны приходить не те, кому просто некуда девать своё время, а влиятельные и разбирающиеся в сути люди», - уверен научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», член управляющего совета школы № 1520 Александр Адамский. По мнению А. Молева, профессионалы из разных областей привносят свои знания и другие ресурсы в развитие школы, и, кроме того, будучи социально значимыми персонами, они имеют вес в диалоге со школьным директором и чиновниками.