Кажется, я закончил школу не так давно - 15 лет не прошло! - но вот наблюдаю за сыном-второклассником и понимаю, что в наше время всё было по-другому: требования к ученикам, методики преподавания, техника... Как справляются с этим современные дети и учителя?
Р. Кириллов
Что изменилось ощутимо?
«Сейчас жизнь в школе меняется гораздо быстрее, чем раньше, учителю работать в этих условиях труднее, но интереснее, - объясняет Ирина Сорокина, учитель математики школы № 283. - Дети стали другими, и подход к ним должен меняться. Если раньше школьники воспринимали слова учителя и читали книги, то теперь они имеют гораздо больше каналов информации. Но с них больше и спрашивается: скажем, форма сдачи ЕГЭ довольно сложная, при этом многие учебники на это не рассчитаны. Тут вся надежда на опытного педагога. Преподавание стало более подробным, детальным, мы имеем возможность тщательнее контролировать и направлять процесс работы ребят на уроке. Изменения коснулись не только процесса преподавания, но и его материальных результатов: учитель, который работает много и результативно, зарабатывает соответственно. Когда его ученики хорошо сдают экзамены, побеждают на олимпиадах, то это напрямую отражается на его зарплате».
Нужны ли гаджеты на уроках?
«Всё хорошо в меру, в том числе и технические средства, - говорит Александр Родин, учитель математики школы № 705. - Раньше это были диапроекторы, телевизоры. Но их использование было регламентировано СЭС. Теперь регламентирует только учитель.
Наиболее эффективны технические средства на уроках гуманитарного и естественно-научного цикла: можно делать интересные презентации, показывать видеоролики. Это удобно на уроке математики: мы с ребятами создаём определённый алгоритм решения задачи, который на «меловой» доске ушёл бы в небытие, а на интерактивной мы имеем возможность сохранить его в памяти гаджета и потом при необходимости использовать в любой момент.
Существенным недостатком современных гаджетов и электронных средств является то, что они очень быстро устаревают. Интерактивной доске в моём классе уже семь лет, она работает просто на пределе. Дети со всей этой техникой управляются ловко, разбираются в ней подчас гораздо быстрее взрослых. Без их помощи и мне было бы непросто!»
Чем интересуются родители?
«В первую очередь их волнует качество образования, на эту тему готовы говорить родители детей любого возраста, - отвечает Надежда Полянская, учитель русского языка и литературы гимназии № 1565 «Свиблово». - У нас в последний четверг месяца есть так называемый родительский день, когда мамы и папы могут прийти, задать любые вопросы учителям-предметникам. Родители спрашивают, что нужно сделать, чтобы ребёнок стал учиться лучше, как объединить усилия педагога и родителей и ликвидировать отставание? Ведь у нас с ними общая цель».