После майских праздников большинство школ решили завершить учебный год. Многие родители вздохнут наконец с облегчением.
Каков итог дистанционного образования? Об этом рассуждает заведующий отделом Центра стратегии развития образования МГУ имени Ломоносова, кандидат педагогических наук Константин Зискин.
Рожицы в экране
Юлия Борта, «АиФ»: Константин Евгеньевич, выяснилось, что без присутствия живого педагога учиться тяжело, а кому-то и вовсе невозможно.
Константин Зискин: Сложно сказать, что причина трудностей точно в отсутствии учителя. Если плохо сделаны все детали, то непонятно, по какой причине автомобиль не едет. Онлайн-образование – комплексная история, где действует много факторов. Да, во время онлайн-урока невозможно на 100% удержать внимание детей. Знакомые дети мне рассказывали: «Сегодня был такой интересный урок, что я почти не смотрела «ТикТок». Дети же – нормальные люди, в уме и доброй памяти. Рожицы, конечно, в экране, но при этом они постоянно заняты своими делами типа интернета и соцсетей. Более того, дома у всех свои ситуации, которые мешают сосредоточиться на уроках: у одного душно в помещении, у другого семейство рядом ходит и шумит. Включается такое количество факторов, что ты никогда с этим не совладаешь. В любом случае, мы придём к смешанному обучению, когда есть частично офлайн и частично онлайн.
– Как это будет выглядеть?
– Обычные уроки вряд ли куда-то денутся. А вот онлайн можно будет, например, проводить консультации учителя с детьми. Допустим, ребёнку задали домашнее задание по истории, но он что-то не понял или прослушал в классе. Что обычно начинает делать ученик? Дёргать маму с папой, искать ответ в интернете. А есть ещё такая методика: в некоторых классах дети устраивают дежурство, когда по очереди каждый делает задание на весь класс и потом всем рассылает. Дети мгновенно подстраиваются. А можно такую ситуацию предвосхитить. Например, если учитель назначит накануне урока вебинар – не для проверки, а для того, чтобы все могли задать вопросы, разобраться с непонятным. Конечно, такая работа должна быть внесена в оплачиваемую нагрузку учителя. Сейчас система оплаты труда преподавателя почасовая, что совершенно неправильно. 80% проблем в образовании из-за того, что экономически неправильно понимается процесс. Ставка учителя – 18 часов, и из этого рассчитываются все деньги. Однако у учителя миллион обязанностей помимо уроков. Пишут, что, скажем, программа рассчитана на 20 часов, предполагается, что ты научишь детей за это время. Да ничего подобного! Одного научишь за 5 часов, другого за 15, третьего и за 150 не научишь. Это проблема во всём мире. Люди, которые придумали систему образования, ничего не понимали про образование. Это были отчасти менеджеры, отчасти бизнесмены и госбюрократы.
– Не грядут ли в будущем глобальные сокращения учителей, если один лучший педагог сможет вести уроки сразу для нескольких школ?
– Не думаю, что это будет массовое явление. Раньше такие учителя назывались методистами, они обучали других педагогов, как преподавать их предмет. Теперь они могут напрямую работать с детьми с помощью дистанционных технологий. Но, с другой стороны, вы же прекрасно понимаете, что если к уроку подключается сразу много разных детей, то даже выдающийся учитель до каждого не дотянется. Максимум – просто хорошо объяснит тему. Именно поэтому от школы никуда не денешься, и школа – это прежде всего коммуникация с учителем, а не прослушивание лекции. А видеоуроки – это в основном информация, что называется, от одного лица, которая впрямую по большому счёту на обучение не влияет. С тем же успехом ребёнок может посмотреть любой видеоролик, послушать онлайн-лекцию хоть из Стэнфорда.
Когда вредны пятёрки?
– В нынешнем виде онлайн-обучение – это больше профанация? Многие за последнюю четверть отличниками стали – за них родители учились…
– Рассматривайте эти отметки как поощрение, некое вознаграждение за то, что ребёнок трудился и вообще что-то делал, а не как вердикт суда, что ваш ребёнок знает так или этак. Если родитель помогает ребёнку делать уроки, то и родитель, и сам ученик понимают, что он не знает. Просто взрослый получает эту информацию о знаниях своего ребёнка не закодированно, в виде какой-то цифры, а вживую, наблюдая сам процесс.
В чём смысл отметки? Это обратная связь для ученика по поводу того, что и как он сделал. Оценка должна быть индивидуализирована: одного надо похвалить, другому – ничего не сказать, третьего – покритиковать и т. д. Учителя по большей части не умеют правильно ставить такого рода оценки, давать обратную связь так, чтобы ребёнок лучше учился, поскольку они не очень знают психологию. Я последние 20 лет вообще старался ничего, кроме пятёрок, не ставить. А зачем? С точки зрения мотивации ни в какой другой отметке смысла нет. С точки зрения контроля – тоже. Оценить освоение темы намного полезнее в процентах. Скажем, учитель считает, что один усвоил материал на 20%, а другой на 100%. Это говорит не о том, что один умный, а другой глупый, а лишь о том, что второму нужно ещё поработать до 100%.
Правда, есть ситуации, когда пятёрки могут быть вредны. Отличник отвечает на вопрос, учитель заранее знает, что он получит пятёрку, и ученик это знает. Получается, что мозг получает бонус, не приложив усилий. Потенциал развития замедляется. У человека нет стимула ничего нового изучать.
К слову, очень вредна с точки зрения научения и традиционная «работа над ошибками», которую часто заставляют делать детей в школе. Это бытовое представление: если человек что-то сделал плохо, надо ему дать по голове, а хорошо – конфету. И психологию для этого учить не надо. Работа над ошибками обязательно должна быть, но с точностью до наоборот. Надо искать и подчёркивать в работе то, что хорошо получилось. А ошибки преподаватель отмечает для себя, чтобы потом ещё раз это проработать, но не акцентировать на этом внимание ученика.
«Это несчастное зелёное существо»
– Наверное, после дистанционного обучения дети поняли, что можно найти онлайн различные интересные уроки и лекции даже ведущих университетов.
– Это мы, родители, наконец-то это поймём. Дети это знают уже давным-давно и лучше нас. Другое дело, воспользуются ли. Школа эффективно отбивает желание познавать что-то новое. Основная мотивация в школе – это получение отметки. Вместо стремления к развитию, получению новых знаний. Детей заставляют учиться и мучают так, что я сам не понимаю, как они выживают: и такой кружок, и сякой, и куча домашних заданий. Поэтому когда это несчастное зелёное существо отползает от образования, оно ещё некоторое время в себя приходит. В свободном онлайн-обучении отметки не ставят, а если и ставят, то за них родители не ругают. Зачем тогда это изучать?
– Но ведь дети теперь снова захотели в школу.
– Сейчас, конечно, все хотят в школу. Даже не то что в школу – все хотят вырваться из дома, и уже неважно куда, теперь можно и в школу. Всех посадить на карантин – это лучший способ сделать так, чтобы дети хотели ходить в школу. Но не обольщайтесь, через неделю после выхода в школу всё закончится. Они недельку пообщаются, покайфуют, а потом скажут: всё, а теперь мы домой.
Если вы хотите, чтобы ваши дети учились с удовольствием, надо учиться вместе с ними. Чему-нибудь, что вам интересно. Кстати, понять, что интересно взрослым, – это тоже хорошая терапевтическая задача.