Примерное время чтения: 6 минут
2333

Сбой биологических часов. Как адаптировать детей сов и жаворонков к школе?

Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости

Согласно данным ученых, треть всех людей на планете относится к так называемым совам, т.е. тем, кто поздно ложится и так же поздно встает. Всего 1/6 всех людей считается жаворонками. Но, несмотря на то, что в количественном соотношении их гораздо меньше, именно под них настроены все режимы дня — раннее начало учебного и рабочего дня, большая часть активностей в утренние часы и т.д. Остальным же остается приноравливаться и подгонять свои режимы под установленные рамки. С такой проблемой приходится сталкиваться и детям — особенно когда они идут в школу. Ведь принадлежность к той или иной биологической группе проявляется у них уже с 3-5 лет.

Спящие на ходу

Детей-сов нередко называют нарушителями распорядка дня в саду и в школе. Ведь они спят буквально на ходу, не могут включиться в работу, долго встают с кровати и регулярно опаздывают. Такие дети наиболее активны вечером — они охотнее делают уроки ближе у полуночи, спокойно помогают по дому в 9 вечера. При этом с утра их заставить что-то сделать практически невозможно. Школьный режим достаточно сильно бьет по такой категории детей, т.к. им приходится буквально переламывать себя. В результате нередко возникают ситуации, когда дети буквально спят на уроках, плохо усваивают преподносимую им информацию, не могут сосредоточиться и заваливают контрольные и проверочные.

Ранние пташки

Для детей-жаворонков школьный режим только в радость. Ведь они отлично вписываются в него со своими биологическими потребностями. Так, они рано встают без каких-либо проблем, спокойно выполняют все необходимые утренние процедуры, завтракают и идут в школу. На уроках они бодры и свежи, новая информация усваивается ими отлично. Такие дети и ложатся спать по графику — около 9 часов они уже начинают давать сигналы, что готовы ко сну: зевают, трут глаза руками и начинают ежедневную рутинную подготовку к отходу в постель. В 10 такой ребенок уже обычно крепко спит. Несмотря на то, что он достаточно легко встает, его также надо адаптировать под школьный режим, ведь он и устает раньше. А после школы еще надо и уроки сделать, и погулять сходить, и на кружки.

Коррекция дня

С жаворонками скорректировать график не так сложно. Так, например, для таких детей оптимальным решением станет учеба в первую смену. С ним можно также практиковать различные психологические новаторства по учебе, как например, заучивание стихов перед сном. Жаворонок легко встает, и для него не составит труда перед выходом из дома еще раз вспомнить выученное вечером. С ребенком-совой лучше таких экспериментов не ставить — заранее провальная идея. 

Жаворонки требуют плотного завтрака, и лучше кормить ребенка сразу же после пробуждения. Тогда он будет бодр и весел. Что касается организации процесса после уроков, стоит делать уроки сразу же после возвращения домой из школы и обеда. Как правило, дети-жаворонки в это время еще довольно бодры. Кружки лучше выбирать ближе к полднику или сразу после него. Тогда у ребенка будет время и на свежем воздухе побывать, и голову разгрузить. Перед сном можно почитать, выучить стих, повторить правило. В этом случае учебный режим будет для детей, предпочитающих ранние подъемы, не таким и сложным.

С совами ситуация сложнее. Во-первых, ребенку сложно встать рано утром — он не может подняться с кровати, его мозг еще спит, и он совершенно не готов ни к каким активностям. Оптимальным решением будет выбор учебного заведения с возможностью обучения во вторую смену. В это время школьник уже будет работоспособен и легко станет получать новую информацию. Кроме того, к школе следует готовить ребенка заранее, еще на каникулах надо постепенно перестраивать режим, двигая его под рамки школьного.

Если же возможности организовать вторую смену нет, придется приноровиться к предлагаемым обстоятельствам. Так, надо приучать школьника отходить ко сну примерно в одно и то же время. Это позволит ему несколько подстроить свои внутренние часы с предлагаемым графиком. При этом для совы, как ни для кого другого, крайне важны ритуалы: почистить зубы, почитать книжку, поговорить с родителями и т.д.

Утро совы следует начинать с мягкого подъема (стоит выбирать ненавязчивый будильник с нарастающим звуком либо ароматный вариант) и гимнастики — она позволит ребенку взбодриться и включить организм на режим побудки. Не стоит перегружать ребенка с утра — стихотворения, правила и пересказы лучше повторять с ним перед сном. Тогда же надо собирать и портфель. Если же перенести эту процедуру на утро, велик риск что-нибудь забыть.

Как вариант, для более легкого пробуждения можно предложить ребенку бодрящий напиток на основе лимона и меда. Также допускается использование эфирных масел — цитрусовых и сосновых.

Завтрак ребенка-совы должен быть легким. Отличным решением станут минералка, соки, фрукты, салаты, йогурт или мюсли. Если ребенок совсем отказывается от еды, не надо настаивать. Лучше собрать ему завтрак с собой, чтобы он поел тогда, когда действительно этого захочет.

После школы ребенку-сове лучше немного отдохнуть, погулять, сходить на кружки и развивающие занятия. Уроки же стоит планировать на вечер — тогда продуктивность выполнения домашнего здания будет существенно выше. 

Интересный факт

Стоит понимать, что с течением времени человеческий организм все же приспосабливается к предложенным условиям и перестраивается. Так, например, большая часть молодых людей в возрасте 20-30 лет — это совы. В 30-50 лет их количество снижается до 20%. А те, кто перешагнули, 50-летний рубеж, зачастую без каких-либо проблем ложатся спать рано. Так и со школьниками. Если грамотно выстраивать их режим с учетом всех особенностей и не давить на детей, то со временем они привыкнут и смогут приспособиться к своему новому распорядку дня.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах