И всё это - ключевые элементы умного города (smart City), характерные для наиболее развитых европейских столиц и мегаполисов мира.
Москва стала одним из лидеров среди таких городов по использованию смарт-технологий в образовательном процессе (согласно анализу консалтинговой компании KPMG за 2016 г.). А доля внедрённых «умных решений» в школьном образовании у нас 90%. Для сравнения: в Лондоне - 80%, Гонконге - 70%, Нью-Йорке - 60%.
Уроки по готовым сценариям
«Пять лет назад мы начали внедрять электронные доски и компьютеры для преподавателей и школ. Сейчас мы переходим к следующему этапу, где уже на новом техническом уровне внедряются Wi-Fi, тачскрины, новые интерактивные панели. И, самое главное, мы пытаемся внедрять новые методики, которые были бы интересны и учителям, и учащимся, новые сценарии уроков, современные электронные учебники. И эта огромная махина информационного контента должна постепенно наполнять наши школы», - рассказал мэр Москвы Сергей Собянин, посещая на прошлой неделе столичную школу № 627 им. генерала Д. Д. Лелюшенко. В этом учебном заведении есть медицинские и инженерные классы. И оно одним из первых (вместе ещё с пятью образовательными организациями - №№ 1194, 1298, 1571, 1995, 2095) стало участником проекта «Московская электронная школа».
Они уже получили 322 интерактивные панели (с выходом в Интернет, имеющие связь с электронным журналом и дневником, а также с библиотекой электронных материалов), 718 ноутбуков и планшетов. А здания оборудовали 808 точками доступа к беспроводной сети Wi-Fi.
Участники разработали и внесли в «Московскую электронную школу» 8966 интерактивных сценариев уроков по всем обязательным предметам с 5-го по 11-й класс. Непосредственно учителя создали 3255 электронных сценариев уроков. Они их использовали при проведении более 16 тыс. занятий.
Также с начала проекта опубликовано 32 электронных учебных пособия по химии, физике, биологии и истории для 5-11-х классов.
Предыдущий этап информатизации столичной системы образования реализован правительством Москвы в 2010-2013 гг. Тогда школы получили свыше 56,5 тыс. ноутбуков для учителей, 1,1 тыс. комплектов оборудования для компьютерных классов средней школы, 3,4 тыс. так называемых мобильных компьютерных классов для начальной школы, 10,5 тыс. интерактивных досок. А всего за последние годы в столичные образовательные организации поставили более 350 тыс. гаджетов.
Тем не менее, учитывая, что нормативные сроки эксплуатации компьютерной техники истекли, а также появились более современные технологические возможности в последние годы, было принято решение реализовать в 2016-2018 гг. новый проект информатизации «Московская электронная школа». Он выведет московские школы на ещё более высокий уровень - не только российский, но и мировой.
Пишем пальцами?
«В школах за последние годы появилось много нового. Привычными стали электронный журнал-дневник, планшеты и ноутбуки для учителей и детей. Они пришли на смену ручкам и бумажным журналам. А с сентября 2016 г. мы начали работать с интерактивными панелями, которые заменяют все доски, какие только могут быть (в том числе интерактивные), - рассказала «АиФ» Елена Норенко, директор школы № 1995. - В чём преимущество панелей? Это лучше один раз увидеть. Когда мы только начали пользоваться интерактивными досками, думали - вот оно, будущее. Но, получив панель, поняли - она лучше. К хорошему ведь быстро привыкаешь. Первое - визуально. Интерактивная доска зависит от освещения, когда светит солнце, приходится опускать жалюзи. Для панели всё это значения не имеет. Она сама имеет подсветку, освещение можно регулировать. Второе, более важное, - представьте, что ваш планшет по щучьему велению теперь висит на стене в классе. И в любой момент вы можете почерпнуть информацию из Всемирной паутины: найти неизвестные факты и подобрать весомые аргументы. Плюс там же хранятся все сценарии уроков. Не планы, а именно сценарии. (И можно пользоваться в том числе теми, что создали коллеги-учителя из других школ.) Под рукой у учителя оказываются таблицы, которые заполняются от прикосновения пальцем. Не нужен мел - достаточно стилуса (специальная палочка. - Ред.), а можно и пальцем! Знаете, это вызывает восторг даже у вчерашних выпускников (сегодняшние студенты, приходя проведать своих педагогов, восклицают: мы попали в другое время!), не говоря уже о тех, кто закончил школу десяток лет назад.
Уроки проходят интересно, насыщенно, многогранно! Да и не стоит забывать, что панель - система, которую можно «подключить» к планшету ребёнка, и он может дома урок ещё раз самостоятельно пройти. Или мама с папой посмотрят...
И главное, повышается мотивация детей. Им интересны предметы, в которых мы используем гаджеты и ресурсы электронной школы».
Электронный помощник
«Мы живём в технологический век, в котором гаджет для ребёнка - неотъемлемая часть жизни. Всё это ставит перед школой новые задачи, которые мы решаем, используя возможности «Московской электронной школы». А она невероятно многофункциональна, - объяснила «АиФ» Марина Варгамян, директор лицея № 1571. - Для преподавателей это электронный ресурс сценариев уроков, который всегда под рукой. И его нельзя потерять (как, например, флешку с планом урока и разными дополнительными материалами). Для детей это электронный помощник. Ученик заболел, пропустил уроки. Бывает очень трудно освоить пропущенное по учебнику. А изучив сценарий урока в системе «Московской электронной школы», школьник точно будет в теме и успешен. Вот мы получили новое оборудование для медицинского класса, и сейчас оно отлично работает. А современные интерактивные панели позволили более эффективно использовать ещё и цифровые микроскопы, различные датчики, манипуляторы для проведения лабораторных и практических занятий, к примеру, для изучения состава крови. Так что для столичной системы образования современная электронная среда - возможность получения качественного образования на протяжении всей жизни ребёнка в школе.
Хочу сказать ещё вот о чём. Современные дети тянутся к продвинутым педагогам, которые идут в ногу со временем и умеют обращаться «на ты» с разными техническими устройствами. Я застала времена, когда перед Новым годом мы шли в магазин, выбирали, какую открытку подарить маме, друзьям, родственникам, педагогам. Сейчас молодёжь тоже друг друга поздравляет, но использует открытки электронные. Взрослые тоже начинают говорить на одном языке с молодёжью. А потом приходит понимание, что гаджеты нужны не только для того, чтобы в соцсетях переписываться. С их помощью в информационном обществе гораздо интереснее погружаться в мир образования, расширять свои интеллектуальные возможности».