Будем делать что-то великое
Чтобы стать космическим инженером, надо быть большим романтиком. «Мы со временем точно будем делать что-то великое», - не сомневаются участники проекта, состоявшегося при поддержке «Роскосмоса». Энергии много, знаний и умений тоже, настрой боевой - 70 команд из регионов России защищали свои работы с большим энтузиазмом.
«Сломать вектор, который повёрнут в сторону юриспруденции и экономики, мы не можем, - говорит Владимир Радченко, руководитель школы, завлабораторией Института ядерной физики МГУ, - но подправить хотим. Ищем ребят, которые желают связать жизнь с космосом. И у нас большое подспорье - нашим проектом заинтересовались серьёзные космические фирмы, стараются готовить себе смену».
По условиям проекта команды школьников и студентов младших курсов в течение года должны разработать, сконструировать и испытать действующие модели ракет и космических аппаратов.
Защищают работы в столице на отборочной сессии зимой, в мае - интернет-этап, а запускают «спутники», «ракеты» и беспилотники во время летних финальных соревнований в Подмосковье - здесь самый адреналин.
В нынешнем, шестом, сезоне участников больше, чем когда-либо. К тому же к проекту присоединились команды, появившиеся в недрах ведущих аэрокосмических предприятий. Была создана полноценная «студенческая лига», участники которой запустят свои аппараты в стратосферу. Ну, а для самых юных участников (6-8-е классы) есть лига «Юниор».
Программа гипернасыщенная, трудно выбрать «самую-самую» лекцию или мастер-класс. Но рассказ ведущего конструктора космической техники РКК «Энергия» Игоря Верховского о том, как проектируются космические аппараты, все ребята внимательно слушали от первой до последней минуты.
От «спутника» до спутника
«Отбора никакого нет, - поясняет Владимир Радченко. - В сентябре просто объявляем сезон. На этот раз поступило 120 заявок, из них к февралю осталось 90: кто-то почувствовал, что сложно, кто-то понял, что не туда попал».
Ребята должны иметь хорошие базовые знания по математике, информационным технологиям и естественным наукам. Для изучения большого объёма технической документации требуется владение английским.
Проект получается многолетним: тем, кто удачно прошёл первую ступеньку, дают новое, более сложное задание, потом ещё сложнее.
Начинают со «спутника» в 350 г, который нужно собрать из специального конструктора. Аппарат запросто помещается в пол-литровую банку, но при этом всё здесь по-настоящему: бортовой компьютер, научная нагрузка, радиопередатчик. «Начинку» надо спаять, запрограммировать, заставить работать, сшить парашют…
Но лиха беда начало: большинство молодых людей остаются в проекте, а потом, по выражению руководителя школы, «идут куда надо» - в Бауманку, МАИ, КНИТУ им. Туполева (Казань), Самарский университет им. Королёва, красноярский СибГАУ, питерский ГУАП и, конечно же, на физфак МГУ. Самый старший из них сейчас третьекурсник.
В 1931-м на свет появилась Группа изучения реактивного движения (ГИРД), в которую входили Сергей Королёв, Фридрих Цандер, Михаил Тихонравов. Ракетостроение было средством осуществить мечту - освоить космос. ГИРД-2 - одна из ступеней «Воздушно-инженерной школы МГУ». Высокая цель, великая тяга к космическим далям.