Примерное время чтения: 5 минут
7167

Пять или шесть дней? По какому графику удобнее учиться в школах и вузах

Пять или шесть дней? Таким вопросом задаются многие родители, когда перед ними встает вопрос выбора учебного заведения для своего ребенка. С одной стороны, шестидневка может разгрузить ребенка, например, тем, что уроков в остальные дни будет меньше, а не 7 или даже 8. С другой — кажется, что одного выходного будет маловато. У специалистов же по этому вопросу есть свое мнение.

История вопроса

В 1940 году приказом Президиума Верховного Совета СССР был установлен 8-часовой рабочий день с необходимостью трудиться 6 дней в неделю, выходной в воскресенье. А вот в 1966 году наступило послабление, когда за основу была принята 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными. Однако при этом в общеобразовательных школах, а также в вузах и ссузах продолжала сохраняться шестидневка. Разговоры о том, что учебные заведения надо подтягивать до общего стандарта, велись неоднократно, однако предлагаемые к изучению исследования о пользе 5 дней вместо 6 Министерством просвещения СССР воспринимались неоднозначно и нередко назывались недостоверными.

В 90-х годах многие школы учились по принципу 5 дней. На 6-й учителя могли назначать какие-то факультативы или допзанятия, но обязательная программа укладывалась в стандартные 5 дней. Могло быть обучение в две смены, но в общем и целом учеба по системе «пять дней в школе, два отдыхаем» была более комфортной и для детей, и для родителей. К тому же при таком варианте уже можно было планировать какие-то кружки и секции на выходные.

Сегодня в школах нередко можно снова встретить шестидневку. Связано это и с увеличением объема программ, и с большим количеством учеников. Поэтому споры о том, сколько дней в неделю лучше учиться, ведутся постоянно. Специалисты во мнениях расходятся. О том, что предпочтительнее для здоровья современных школяров, пятидневка или шестидневка, АиФ.ru рассказала врач-педиатр, руководитель всероссийского общественного движения «Совет матерей», автор книг о материнстве и детстве, инициатор и учредитель многих премий в сфере материнства и детства Татьяна Буцкая.

Сложный выбор

Что лучше для ученика или студента — «пятидневка» или «шестидневка»? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно представить себя на месте ребенка или молодого человека, который еще недавно только проходил через все прелести подросткового периода. Не сомневаюсь, что вам покажется мало одного выходного: вы не сможете отдохнуть как следует и в понедельник будете жаловаться, что не успели восстановиться.

Я считаю, что ребенок будет чувствовать себя не лучше. Дети истощаются быстрее, чем взрослые. Им сложнее усидеть на месте, труднее концентрировать внимание. Особенно тяжело приходится первоклассникам, поэтому все они без исключения учатся по пятидневной неделе.

После окончания первого класса ребенок может обучаться как на «пятидневке», так и на «шестидневке». Второй вариант, разумеется, сложнее. Чтобы понять степень усталости школьника, стоит детально разобрать, как расходуются его силы в течение недели. 

Первое: как и у взрослых, у ребенка понедельник — день тяжелый. После выходных школьник только начинает входить в рабочий ритм, поэтому перегружать его нельзя. Первый день учебы должен быть самым легким днем недели. В понедельник рекомендуется ставить в расписание физкультуру, изобразительное искусство, литературу, технологию.

Второе: во вторник ребенок входит в рабочую колею, а в среду его трудоспособность достигает пика. Эти дни можно заполнить самыми сложными предметами. Считают нужным отметить важный нюанс: работоспособность ребенка зависит от времени суток. С минимальными психофизиологическим потерями дети справляются с освоением материала в интервале с 10 утра до 12 часов дня. Для педагогов это не секрет. При составлении расписания они руководствуются нормами СанПиН, в котором прописаны рекомендации именно в эти часы проводить математику, физику, химию и другие сложные предметы.

Третье: в четверг работоспособность школьника начинает снижаться, а в пятницу она достигает минимума.

Возвращаемся к вопросу о «шестидневке». Если силы учащегося в пятницу на нуле, а он еще и в субботу должен прийти в школу, добиться хорошей успеваемости будет сложнее. Тем более что у него есть отвлекающий фактор в виде отдыхающих от работы родителей. Тем не менее многие школы продолжают учиться на «шестидневке». И этому есть объяснение. Нагрузка на школьника распределяется с учетом возрастных и физиологических особенностей. Согласно нормам СанПиН, недельная нагрузка ученика, к примеру, 2–4 класса, занимающегося по «пятидневке», не должна превышать 23 часов. А если он учится на «шестидневке», количество академических часов вырастает до 26. Таким образом, появляются три лишних часа, которые позволяют отвести изучению материала больше времени.

Однако повторюсь, лично я не сторонник такой загрузки. Не забываем о том, что есть внеурочные занятия (факультативы, экскурсии, соревнования). Кроме этого, в наше время дети активно посещают кружки. И не один! Получается, что практически все свое время дети заняты учебой. Свободного времени нет, а оно нужно, чтобы ребенок имел возможность поиграть, подумать, «перезагрузиться». Если выходной один, его часть школьник все равно будет вынужден потратить на уроки. А разве это отдых? Поэтому 5 дней — это наиболее оптимальный вариант, когда есть время и отдохнуть, и переключиться, и перераспределить свои обязанности.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах