В школах столицы проходили тематические уроки, образовательные квесты, деловые игры, чемпионаты по решению бизнес-кейсов. В различные виды активностей были вовлечены ученики школ с 1 по 11 классы. Каждая образовательная организация самостоятельно определяла виды, формы и количество проводимых занятий и мероприятий, составила собственную программу, учитывающую круг интересов обучающихся и их возрастную категорию.
Ученики Романовской школы изучали виды и формы бизнеса, учились составлять бизнес-план, знакомились с историей развития рекламы, а также особенностями современных практик HR-менеджмента.
Семиклассники занимались наружной рекламой: рассматривали удачные и неудачные примеры, придумывали и делали баннеры своими руками. Ученики 10 классов вникали в тему более глубоко: начали с истории рекламы, которая насчитывает несколько тысячелетий. Узнали, что появление прообраза наружной рекламы относится к I тысячелетию до н. э., а торговая реклама в устах глашатаев на улицах античных Афин звучала вполне современно: «Чтоб глаза сияли, чтоб алели щеки, чтоб надолго сохранилась девичья краса, разумная женщина будет покупать косметику по разумным ценам у Эклиптоса».
По мнению директора Романовской школы Татьяны Щипковой, смысл предпринимательства — в сохранении богатств России, ее традиций и наследия, становлении и развитии страны на более высоком уровне. «История нашей родины очень богата предпринимателями. Важно, чтобы ребята знали историю, понимали, откуда появлялись предприниматели, что предпринимательство в России было всегда и его обязательно нужно поддерживать и сохранять», — подчеркнула она.
В то время как одни школьники вникали в тонкости рекламы, другие, ученики 11 класса, рассматривали особенности реализации HR-функций, проводили деловую игру, в которой часть учеников выступали в роли HR-менеджеров, другие — в роли соискателей.
Детям полезно
По мнению преподавателя бизнес-менеджмента по программе Международного бакалавриата Софьи Жук, изучение основ предпринимательства, бизнеса и менеджмента способствует формированию у школьников навыков постановки и достижения целей, решения реальных проблем, ориентации в бизнес-пространстве.
«Понравилось то, что я смог попрактиковаться в прохождении интервью. Такие уроки помогают понять, как себя вести на собеседовании, как реагировать на вопросы HR-менеджера, что нужно знать о компании, как лучше себя представлять», — рассказывает ученик 11 класса Кирилл.
Полученные навыки, безусловно, пригодятся сегодняшним школьникам: проходить интервью, презентовать свои достижения придется всем.
Одноклассница Кирилла Настя считает, что урок был познавательным: «Мы получили много практических навыков, которые будут полезны при устройстве на работу и дальнейшем общении с коллегами и руководством».
Еще один класс — и еще одна активность. Десятиклассники решают непростую задачу на чемпионате по решению бизнес-кейсов: требуется повысить производительность завода по производству одежды. Ребята получили возможность практического усвоения основ предпринимательства, поучились оценивать возможные последствия принятия решений об источниках дохода и других аспектах деятельности фирмы. Чемпионат для ребят подготовили студенты Финансового университета при правительстве Российской Федерации.
По мнению студентки Финансового университета Карины, школьники должны быть осведомлены о реалиях бизнеса и о том, как функционирует экономическая система страны.
«Чемпионат, который мы сегодня проводили, поможет ребятам не только в бизнесе и предпринимательстве. Они теперь будут способны решить любую проблему и в бизнесе, и в жизни, разложив ее на более мелкие части. Так уже намного легче подойти к проблеме, даже если она кажется нерешаемой, проанализировать каждый фактор и понять, что нужно сделать, чтобы предотвратить негативные последствия. В целом такой подход можно использовать в любой жизненной ситуации», — считает она.
Заместитель начальника управления внеаудиторной работы Финансового университета при правительстве Российской Федерации Ирина Фирсова отмечает, что в любой стране мира малый и средний бизнес — основа развития экономики: «Кейс-чемпионаты — очень важное направление, потому что ребята с раннего возраста начинают понимать, как логически мыслить, как решать бизнес-задачи».
Ученик 10 класса Андрей говорит, что в ходе чемпионата учился мыслить логично и структурно, работать в команде.
«Я еще раз убедился, что работать в команде лучше, чем работать одному, потому что приходят другие идеи, не упускаешь из вида то, что мог бы упустить в одиночестве, ребята помогают тебе, поддерживают твои мысли», — комментирует участие в чемпионате ученик 10 класса Булат.
Финансовая грамотность — один из важных аспектов образования, потому что от состояния экономики и финансов зависит вся жизнь, как считает другой участник чемпионата, ученик 10 класса Георгий: «Человек в наше время должен быть финансово грамотным и образованным, знать, как поступать в разных жизненных ситуациях».
На всех занятиях Дня предпринимательской культуры ребят учили нестандартно мыслить, генерировать идеи, быть целеустремленными, анализировать ситуацию и убеждать в правоте своих идей. Эти умения и навыки пригодятся как в повседневной жизни, так и в жизни профессиональной, независимо от того, какую профессию выберут школьники в дальнейшем.
Также на Московском образовательном телеканале прошел телемарафон, посвященный Дню предпринимательской культуры, и специальный тур дистанционного этапа Московской олимпиады школьников по экономике, посвященный основам предпринимательства.