В России начинается пора выпускных экзаменов. И родители, и школьники выбирают, с чем связать своё будущее, куда идти — в вуз или в колледж. В прошлом году по количеству поступивших в колледжи был зафиксирован рекорд — 1,2 млн 200 человек Против 900 тыс. в 2018 г. Сейчас, когда в стране будет развиваться собственное производство, усилится ли эта тенденция? И на какое место в жизни смогут рассчитывать те, кто выберет рабочие специальности?
Где сегодня куют кадры?
В подготовке рабочих и специалистов среднего звена начинаются серьёзные реформы. Программы обучения станут короче и будут больше ориентированы на практику, а профессии — более современными.
Кто теперь выбирает колледжи?
Среднее профобразование привлекает больше миллиона школьников. Плюсы такого выбора очевидны — не надо сдавать ЕГЭ, можно быстрее получить профессию и начать зарабатывать. В итоге в колледжи пошли не только школьные хорошисты, но и отличники. Хотя ещё не так давно техникумы и ПТУ были уделом троечников.
«Конкретно в наш колледж троечник уже давно попасть не может. В прошлом году, чтобы пройти на бюджет, нужен был минимальный средний балл аттестата 4,2, — объясняет директор подмосковного колледжа „Энергия“ (г. Реутов) Нерсес Нерсесян. — А есть специальности, где для поступления на бюджет нужно иметь в аттестате одни пятёрки. Мы вообще головная боль для всех окрестных школ — забираем лучших детей после 9-го класса. Максимальный конкурс — 24 человека на место. Детям у нас учиться в разы интереснее. Они на 3-м курсе практически все работают. А ещё часто бывает, что ребёнок в школе троечник, а приходит в колледж — и у него по тому же предмету вдруг пятёрка появляется. Всё потому, что он руками предмет потрогал, прочувствовал, и до него через эти тактильные навыки дошло понимание».
Тот факт, что среди поступающих в колледжи стало больше успешных в учёбе ребят, подтверждает и директор Московского колледжа транспорта РУТ (МИИТ) Николай Разинкин: «К примеру, по специальности „организация перевозок и управление на транспорте“ проходной балл на бюджетное место в прошлом году составил 4,75, а на „экономику и бухгалтерский учёт“ — 4,78. На другие специальности проходной балл ниже. Конечно, попадаются ребята и послабее. Но всегда есть шанс, что, переходя на программы среднего профобразования, студенты смогут закончить колледж с высокими результатами. Ведь оценка в колледже — это уже оценка профессионального мастерства и навыков».
И кто в них преподаёт?
Главное, за что до сих пор критиковали техникумы и колледжи, — в них учат устаревшим профессиям, а студентам не хватает практики. Теперь Минпросвещения запустило программу «Профессионалитет», которая призвана объединить среднее профобразование и реальную экономику. Молодые люди будут получать профессии под руководством наставников с предприятий. Уже в этом году в 42 регионах создадут 70 образовательно-производственных кластеров по приоритетным направлениям: атомная промышленность, железнодорожный транспорт, металлургия, машиностроение (в т. ч. авиа- и судостроение), химическая и лёгкая промышленность, сельское хозяйство и фармотрасль. К 2024 г. таких кластеров будет 210.
Один из первых появится в Калужской обл. на территории индустриального парка «Калуга-Юг». Ежегодно центр сможет готовить 5 тыс. квалифицированных специалистов. Там же смогут проходить повышение квалификации педагоги колледжей и техникумов. В новых стандартах акцент смещается на практическую подготовку. Если в старых программах соотношение было — 60–70% теории и 30–40% практики, то теперь наоборот — 30% теории и 70% практики. Плюс включается большой процент современных образовательных технологий: дополненная реальность, видеоуроки и т. д. Кстати, модных сегодня айтишников и программистов в колледжах тоже готовят.
Чем чревата спешка?
Пока же в регионах процесс реформирования обучения идёт далеко не так гладко, как хотелось бы. К примеру, Воронежский промышленно-технологический колледж — одно из немногих учебных заведений города, выпускающих токарей-универсалов. Пока. Почему?
«В новом стандарте образования эта профессия отсутствует, — сетует директор колледжа Олег Артемьев. — Там есть оператор станка ЧПУ, однако средств, чтобы такие станки купить, у нас нет. Есть только старые токарные станки 1950–1960-х гг. А ведь токари нужны и будут требоваться всегда! Они сегодня на вес золота. Погуглите, какие им предлагают зарплаты!
А откуда ребятам узнать, что нужно идти в токари? Когда в последний раз снимали фильм, восхваляющий рабочую профессию? Помните „Москва слезам не верит“? Там герои обсуждали: у Гоши случился аппендицит — так у профессоров диссертации встали. Некому теорию в жизнь воплощать. Рабочие специальности очень востребованы. Но у современных детей иные примеры перед глазами, они все рвутся в блогеры! Нужно менять ситуацию.
Мы проводим профориентацию, ходим в школы, рассказываем. И государство очень правильно решило воссоздать молодёжные организации. Следует смотреть в будущее, а для этого ребят нужно вытащить из соцсетей. У нас на Дне открытых дверей дети на практике знакомятся с профессиями. Ребёнок тут же может попаять датчики или поковыряться в двигателе. Детей нужно интегрировать в профессию уже после седьмого-восьмого класса. Тогда есть шанс, что человек не пожалеет о пути, который выбрал».
Глава Заксобрания Иркутской обл. Александр Ведерников считает, что депутатам нужно посещать колледжи и техникумы, чтобы по результатам поездок совместно с правительством региона вырабатывать меры поддержки учебных заведений: «Чем глубже погружаемся в тему, тем больше понимание, как много проблем скопилось. Это и устаревшая материально-техническая база, и нехватка общежитий, и дефицит педагогических кадров». Ведерников считает, что нужно взаимодействие профильных министерств и серьёзные финансовые вливания.
Но как сделать правильный выбор: в колледж идти или в вуз поступать? «Я стараюсь советы не давать, — говорит Нерсес Нерсесян. — Одно могу сказать: колледж — это прикладные знания, в том числе работа руками, тут знания получают в основном через тактильные навыки».
Какая работа ждёт выпускника колледжа?
Среднее специальное образование даёт востребованную профессию. А гарантирует ли материальное благополучие?
Медианная зарплата вакансий для таких работников — 47,5 тыс. руб. То есть половина из них будет получать больше этой суммы, а половина — меньше. Разброс — от 20 до 140 тыс. руб. в месяц — следует из базы данных предложений о работе HeadHunter. 20 тыс. — деньги, может, и не такие большие, зато занятость человеку простой строительной или производственной специальности гарантирована. В среднем на одну вакансию приходится по 6–7 соискателей. Но среди рабочих конкуренция всего 1,4 человека на место, в строительстве — 1,6, на производстве — 2,5. Причём за год число подобных вакансий на онлайн-сервисе поиска работы выросло с 15 до 38 тыс. Это значит, что выпускник колледжа может устроиться по специальности чуть ли не за день: кадровики охотятся за каждым новым соискателем на рынке труда.
«Больше всего вакансий для работников со средним специальным образованием размещено для рабочих (7 тыс. вакансий) и строительных (6,5 тыс.) специальностей, — рассказывает руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова. — Пятёрку лидеров среди рабочих профессий по величине спроса сегодня составляют наладчики (2,7 тыс. вакансий), монтажники (2,2 тыс.), слесари (2 тыс.), механики (2 тыс.) и операторы станков (1,3 тыс.). На Москву приходится лишь 13% вакансий с требованием к среднему специальному образованию, по регионам наблюдается равномерное распределение, но чаще всего такие вакансии встречаются в Московской области, Санкт-Петербурге, Свердловской области, Краснодарском крае, Новосибирской области, Татарстане и Красноярском крае».
При таком высоком спросе на людей относительно простых профессий их зарплаты должны были бы расти быстрее. Однако этого не происходит. Исследователи рынка труда связывают этот парадокс с простым обстоятельством. Большинство людей тех специальностей, которым учат в колледжах, участвуют непосредственно в создании товаров или, например, строительстве домов. Их зарплата — часть себестоимости конечного продукта. Если её увеличить, цена производимого ими тоже вырастет и её будет сложнее продать.
Вакансии для тех, кто учился в колледже | |
должность | зарплата (на руки) |
Сметчик-замерщик (ремонт квартир) | 100–250 тыс. руб. |
Автослесарь- автомеханик | 70–135 тыс. руб. |
Электромонтажник | 60–100 тыс. руб. |
Источник: HeadHunter |
«Рост зарплат для такой категории работников возможен только вместе с ростом эффективности их труда, — считает директор центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон. — Если работодатель вкладывается в технологии, а его работники осваивают более сложные станки и механизмы, там и зарплаты растут быстрее. Когда же действуют за счёт массы, увеличивая выработку добавлением числа работников, повысить их доход не получается».
В результате фактор дефицита кадров со средним специальным образованием даёт вклад в рост их доходов в 3–5%, считают в Headhunter.
Сейчас рынок труда будет сдвигаться в сторону прикладных профессий, уверены экономисты. Санкции, ограничение доступа к технологиям, импортозамещение потребует использовать больше ручного труда. Как следствие, ещё больше вырастет спрос на людей с дипломами колледжей.
«Хорошее среднее профессиональное образование открывает намного больше возможностей, чем посредственное высшее, — уверен основатель сервиса по трудоустройству SuperJob.Ru Алексей Захаров. — На современном производстве стирается грань между „белыми“ и „синими“ воротничками — человек, управляющий роботизированным конвейером, сидит в не менее удобном кресле, чем его начальник. И получает вполне приличные деньги. Проблемы с кадрами есть на старых предприятиях, где нужны люди для выметания опилок. Выпускник хорошего колледжа туда не пойдёт, его ждёт гораздо более интересная и денежная работа».
Кому сложнее всего найти работу | |
Профессиональная область | Доля работников, искавших работу больше полугода, % |
Высший менеджмент | 33 |
Юристы | 26 |
Безопасность | 25 |
Наука, образование | 25 |
Госслужба | 25 |
Производство, сельское хозяйство | 25 |
Источник: HeadHunter |
А для Китая колледж — роскошь
Как в других странах организовано обучение рабочим профессиям?
— Такой же системы среднего профессионального образования, как в России, — 4 года обучения после 9-го класса и 2 года после 11-го, по завершении которой выдаётся диплом, — в других странах практически нет, — рассказывает главный научный сотрудник, профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — В Германии, к примеру, популярна так называемая сэндвичная система: человек учится-работает, учится-работает, постепенно накапливая нужный уровень квалификации. Часто ребята, которые не могут определиться, кем им работать, не в университет бегут, а стараются получить такое образование.
В европейских странах разнообразные короткие обучающие курсы организуют знаменитые мастера, фирмы либо государство, как, например, в Финляндии. Они обычно платные. Стоимость, а также сроки обучения и вступительные испытания зависят от того, обучается ли человек для себя или чтобы зарабатывать деньги, предоставляется ли потом рабочее место и т. д.
В Америке после окончания школы можно пойти на профессиональные курсы. А можно поступить в колледж. Колледжи в США очень популярны, это фактически первая ступень высшего образования. Они, как правило, 2-летние. Диплом колледжа заметно повышает статус человека.
В Китае ребята, которые ориентируются на университеты, идут после 9-го класса в академическую старшую школу (она тоже платная). Другая часть старается поступить в профессиональные школы (vocational school). К слову, в Китае любое образование после 9-го класса платное. Лишь в отдельных отраслях, которые поддерживаются государством, сельскохозяйственных к примеру, предоставляются большие скидки на образование в профессиональных школах.
В них готовят всех — и специалистов для банковского сектора, и рабочих для производства и сельского хозяйства, и работников культуры. Обучение практикоориентированное, преподают лучшие мастера. При этом всё, что производится учениками, продаётся. Существуют такие школы на 30% за счёт государства, на 30% за счёт предприятия-спонсора, назначенного государством, а остальное зарабатывает сама школа благодаря плате за обучение, реализации услуг или изготовленной продукции.
Но идут в профессиональные школы или в университеты не больше 40% выпускников. А 55–60% после 9 лет обязательной школы вообще не продолжают образование. Почему? Даже 500 долл. в год за обучение многие китайские семьи платить не в состоянии. Поэтому дети сразу начинают работать.
Кого ждали ПТУ в СССР?
Сколько человек шли учиться в вузы, а сколько — в техникумы во времена СССР? И чей выбор оказывался вернее?
В этом году вузы приготовили для абитуриентов одних только бюджетных мест 588 044. По данным Минобрнауки, это на 11,5 тыс. больше, чем в минувшем году. В 2023 г. в ведомстве планируют зачислить на бюджет больше 590 тыс. абитуриентов. Всего же у нас больше 4 млн студентов вузов — с учётом платных мест.
В СССР высшее образование было куда менее доступно. Максимальное за весь советский период число студентов пришлось на середину 1980-х. Например, в 1985 г. в РСФСР было 635 тыс. мест на почти 1,8 млн выпускников школ. И если цифры приёма в вузы дальше каждый год росли, то учреждения среднего специального образования из года в год набирали примерно равное число учеников. В 1965 г. они приняли (по всему СССР) 660 тыс. студентов, а с 1974 по 1987 г. средняя цифра приёма не превышала 800 тыс.
Советское высшее образование требовало от студента не только прилежания, но и интеллекта. Троечников отсекали ещё на этапе вступительных экзаменов. Их и забирала система начального и среднего профессионального образования. Она могла дать множество профессий на любой уровень способностей и интеллекта. В результате высшее образование шли получать только те, кому это было по-настоящему надо и кто был в состоянии им овладеть. И подавляющему большинству дипломы давались упорным трудом.
Программа обучения в ПТУ и техникумах была в разы легче. При этом квалифицированный рабочий в СССР мог получать вдвое больше инженера. Тем, кто трудился на заводах и фабриках, полагались весомые социальные пакеты: медицина, пансионаты и профилактории для работников, пионерские лагеря для их детей. Научные сотрудники многочисленных НИИ, куда шли после институтов, вынуждены были довольствоваться куда более скромными условиями жизни. А вот с карьерой было сложнее — рабочий мог пройти путь «от простого фрезеровщика до начальника цеха». Для дальнейшего продвижения всё равно приходилось получать высшее образование, но уже заочное, в достаточной степени формальное.
«Чтобы получать мало, надо учиться долго»?
Рабочие династии — этот термин из советского прошлого актуален и сейчас. А старшие поколения в этих династиях видят в своих детях продолжателей их дела?
«Рабочим тоже знания нужны»
В этом уверен Александр Калганов, мастер цеха холодной прокатки завода «ВИЗ-Сталь» из Екатеринбурга, представитель рабочей династии с общим трудовым стажем 130 лет:
— Металлургами на заводе трудились три поколения нашей семьи, включая бабушку и дедушку. С моей точки зрения, в работе на предприятии есть неоспоримый плюс: стабильность. Профессия, с которой в жизни не пропадёшь, достойная зарплата, неплохой соцпакет, возможность карьерного роста — весомые аргументы в пользу выбора рабочей специальности. У меня нет высшего образования, но я тем не менее сделал неплохую карьеру: начинал с укладчика-упаковщика, а сейчас занимаю должность мастера.
Много лет назад на завод меня привёл отец. Но никто из нас никогда не шёл на производство только потому, что здесь работал кто-то из родственников. Всегда было личное желание и определённый материальный интерес. Мой папа Сергей Владимирович проработал на заводе 44 года, начинал учеником столяра. На завод он пошёл по стопам своих родителей. А мой младший брат заявил: «Завод — это не моё». И никто его не уговаривал изменить решение.
У меня подрастает дочь-школьница. Но я не уверен, что хочу, чтобы она после школы окончила колледж и шла работать к нам. Однако никаких попыток повлиять на её решение с нашей стороны не последует. Что касается образования: полагаю, что в обозримом будущем производство на 99% будет связано с компьютерами. У нас в цехе уже сегодня всеми процессами управляют современные агрегаты с автоматизированными системами нового поколения, а за качеством продукции следит искусственный интеллект. Поэтому будущим поколениям рабочих понадобятся знания. И, вполне возможно, вузовский диплом.
«Не в яхтах счастье»
— Много лет вместе с двумя своими братьями я занимаюсь евроремонтом, — признаётся Александр Тетерлёв из села Кочёво Пермского края. — А ещё строим бани, частные дома, детские сады. В наших местах ребята в основном учатся на педагогов, медиков и лесников — другой работы в деревнях и сёлах нет. Но если есть смекалка и руки откуда надо растут — можно жить нормально. У меня есть знакомые, которые с двумя высшими образованиями зарабатывают меньше, чем я. Шучу порой над ними: «Чтобы получать мало, нужно учиться долго». Горькая шутка, но часто бывает и так. А если без шуток... Сейчас в больницах нехватка санитарок и медсестёр — тем же санитарочкам платят гроши. Простой труд настолько обесценен, что никто уже не хочет идти на такую работу. И государству об этом нужно крепко подумать, чтобы дефицита рабочих рук не было.
Когда за плечами ВУЗ, это хорошо. Но в мою юность мы сами не просились в институты, чтобы не висеть на шее у родителей, — в 1990-е совместить учёбу и подработку было невозможно. А мои дети пусть сами решают, что им по душе. Дочь, к примеру, хочет стать воспитательницей. И я не буду заставлять её насильно учиться в вузе на юриста или экономиста. Хочу ли, чтобы они имели высокооплачиваемую работу? Я не хочу, чтобы они были несчастливыми, стремясь к «богатствам» и чувствуя, что дворцы с бассейнами и яхты — это недостижимая цель. Может, просто цели надо ставить другие?