В обществе продолжаются споры о том, чему нужно учить детей и как воспитывать, особенно учитывая нынешнюю мировую ситуацию. Вслед за призывами вернуть астрономию и черчение появилась инициатива убрать английский язык из обязательной школьной программы.
Депутат Госдумы, член комитета по безопасности и противодействию коррупции Сергей Хамзаев предложил исключить английский язык из обязательной школьной программы и таким образом уйти от «прозападного вектора в системе образования России». По его мнению, нужно уделить больше внимания изучению китайского, арабского, испанского и хинди.
Английский — язык науки и общения
«Это лишь частное мнение одного из депутатов, — поделилась с aif.ru профессор Института развития образования НИУ “ВШЭ” Ирина Абанкина. — Оно совершенно не выдерживает критики, потому что английский — это язык международного общения. Тем более что и Индия, и Китай говорят на английском. Особенно Индия, английский для них — практически родной язык, он открыл им широкие двери международного общения, развития и индустрии, и культуры».
Эксперт напоминает, что английский — это также язык науки, международных публикаций. Да просто-напросто реализовать инициативу с введением в школах китайского и хинди не получится — нет ни педагогов, ни методологии, ни учебников.
«Китайский язык сейчас и так предлагается к изучению в некоторых школах, — отмечает Абанкина. — В основном предлагается самими китайцами как “мягкая сила”. С арабским языком ситуация намного сложнее. Поэтому как дополнительные возможности, конечно, можно продвигать такие программы в школах. Но делать их обязательными, мягко говоря, необоснованно. Какие бы отношения ни складывались с западными странами, мы всегда остаемся встроенными в научное, культурное, образовательное взаимодействие, для чего необходимо изучение этого европейского языка».
Но выучить арабский — тоже неплохо
«Будущее, конечно же, за восточными и азиатскими языками, — считает президент Алтайского государственного университета, руководитель проекта “Тюркский мир Большого Алтая”, профессор Сергей Валентинович Землюков. — На фоне активного развития азиатского вектора российских интересов существует необходимость в подготовке квалифицированных кадров данного профиля, разработка современных методик обучения азиатским и восточным языкам, модернизации методологии обучения специалистов по регионам Азии и Африки».
В 2012 году была создана Ассоциация азиатских университетов для научного взаимодействия и академического обмена. Более того, программа модернизации подготовки специалистов со знанием восточных языков уже создается на государственном уровне. Не так давно глава Минобрнауки Валерий Фальков провел совещание по вопросам разработки концепции программ востоковедения и африканистики. «Это серьезный и значительный прорыв, поскольку данная программа будет затрагивать вопросы и образования, и исследований, будет также содержать большой культурологический и гуманитарный пласт. Кроме того, данная программа предусматривает создание сети современных региональных хабов на базе университетов как точек роста», — считает Землюков.
Но, заметим, что данные инициативы в отношении восточных языков не исключают изучение английского языка. Они предлагаются в дополнение, как еще одна возможность получить более конкурентоспособное образование и более перспективную работу для молодого специалиста.