Примерное время чтения: 7 минут
2984

Перегорели? Нынешний ЕГЭ удивил высокими баллами и сложными заданиями

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. Кому лесные законы не писаны 22/07/2020
ЕГЭ в этом году сдают в экстремальных условиях.
ЕГЭ в этом году сдают в экстремальных условиях. / Евгений Епанчинцев / РИА Новости

Многострадальный ЕГЭ-2020, который уже несколько раз переносили из-за COVID-19, всё же не обошёлся без скандалов.

«Ищем уникумов?»

Десятки тысяч родителей, выпускников и учителей подписывают петиции с требованием отменить результаты ЕГЭ по химии. В частности, автор одной из петиций, инженер-химик-технолог, врач-лаборант, автор многих научных статей Сергей Арутюнян обращается к минист­ру просвещения и составителям заданий: «Вы хоть в курсе, что задания ЕГЭ по химии рассчитаны на профессионалов химиков. Чтобы успешно сдать экзамен, недостаточно знать на отлично школьную программу. Необходимо знать учебники высшей школы. Утверждать, что задания ЕГЭ по химии рассчитаны на среднего школьника, – лицемерие! Для чего тогда публикуют демо­версии, если на реальном экзамене нет заданий, к которым действительно готовили детей?!»

Автор другой петиции Ольга Остроумова утверждает, что почти все типы задач, которые ФИПИ (институт – разработчик заданий ЕГЭ) выложил в демоверсиях в интернете, практически не встретились на экзамене: «Ученики готовились весь год к одному, а попалось другое». В соцсетях выпускники и родители пишут, что многие дети выходили с экзамена в слезах, некоторым даже пришлось вызывать медиков из-за нервного срыва, вызванного слишком сложными и непривычными, по мнению детей, задачами. Однако Рособрнадзор заявил, что все задания были в рамках школьной программы. И обсуждать их можно будет только после получения результатов выпускников.

«А меня удивило 23-е задание в ЕГЭ по информатике, – поделился с «АиФ» директор школы № 4 г. Нелидово Тверской области Сергей Погодин. – Признаюсь честно, я сдался – сам его решить не смог. Посмотрел потом разбор решения: простому ребёнку, даже если он учился на пятёрки в обычной, не спецшколе, его не сделать. Возникает вопрос: мы экзамен по школьной программе сдаём или ищем уникумов, способных решать нестандартные задачи? Так для вторых есть олимпиады, где мы выявляем уникальных детей».

Выше знания или баллы?

В целом же результаты первых экзаменов оказались довольно противоречивыми. Например, по данным Рособрнадзора, средний балл ЕГЭ по географии стал выше прошлогоднего на 2,9 балла. Число высокобалль­ников, набравших больше 80 баллов, по этому же предмету выросло на 4,3%. На 100 баллов написали экзамен 107 выпуск­ников. Даже тех, кто не преодолел минимальный порог, оказалось меньше. По литературе количество высокобалльников увеличилось ещё больше – на 4,6%, сто­балльников стало больше аж в полтора раза. А вот по информатике доля выпускников, набравших 81–100 баллов, сократилась на 2,1%. Средний балл составил 61, а больше 10% детей с экзаменом не справились, не преодолев минимальный порог.

Министерства образования многих регионов уже отчитались, что у них выросло число высокобалльников и стобалль­ников. В Петербурге сообщили о рекорде – на 25% увеличилось число стобалльников по литературе (ими стали 106 выпускников) и ещё шесть человек получили 100 баллов по гео­графии – против двух в прошлом году. Министр образования Пермского края Раиса Кассина поделилась на своей страничке в Инстаграме: «Получены первые результаты ЕГЭ! Информатика – средний балл 67, выше среднего по РФ на 5 баллов! 14 ребят сдали ЕГЭ по информатике на 100 баллов! География – средний балл 70 (на 10 выше среднего по РФ) и 18 стобалльников! Литература – средний балл 66 и 17 стобалльников. По всем предметам увеличилась доля высокобалльных работ».

«Думаю, в увеличении числа работ с высокими баллами сыграл свою роль тот факт, что было чуть больше времени на подготовку из-за переноса сроков ЕГЭ, – считает учитель года России – 2019, преподаватель русского языка и литературы из Волгограда Лариса Арачашвили. – Плюс преподаватели-эксперты гораздо лояльнее проверяли работы. Речь не про завышение баллов. Было очень человечное отношение к детям. Смотрю даже по тому, как были проверены работы моих учеников. Скажем, я бы поставила на балл ниже, а эксперт засчитал. Мне кажется, это очень правильная позиция, потому что выпускники этого года оказались в экстремальных условиях».

С Ларисой Арачашвили соглашается учитель русского языка и литературы из Удмуртии Анна Инютина.

«Баллы все выше оттого, что меняются критерии – они становятся всё лояльнее, – убеждена Анна Николаевна. – Я начинала учить ребят, когда ЕГЭ только вводился, весь процесс изменений я вижу своими глазами. В самом начале требования к критериям оценки были жёстче. Сейчас, на мой взгляд, всё проще».

Немножко лотерея

Увы, любой экзамен – это ещё и немножко лотерея, уверена Лариса Арачашвили. Одним везёт больше, другим меньше. «Преподаватель, который работает с детьми, может пообещать результат не больше 60, потому что дальше уже лотерея, – отмечает педагог. – Со слов детей могу сказать, что варианты заданий в этом году были разной сложности. Одни – достаточно простые, в других дети не смогли понять иной раз даже сами вопросы. Конечно, пока не опубликованы КИМы (задания ЕГЭ. – Ред.), это всего лишь субъективное детское мнение. Поэтому результаты очень разные. Пара человек у меня написали на 58 баллов. Есть 86 и 90 баллов. Тех, кто перешагнул 75–80 баллов, действительно в этом году больше».

Конечно, результаты экзаменов зависят и от того, насколько выпускник смог совладать с нер­вами. Не всем удалось выдержать напряжение, вызванное карантинными ограничениями, дистанционным обучением. «Дистанционка очень отнимает силы, – говорит Анна Инютина. – Детям трудно самим себя организовать. Им было тяжело. Многие сидели ночами, потому что вовремя не сумели сделать уроки, уставали, нервничали».

«Первой была литература, им было просто очень страшно, – говорит Лариса Арача­швили. – Это связано и с тем, что экзамены долго откладывались. Из-за этого те ребята, которые не очень хорошо умеют справляться со своим эмоциональным состоянием, получили балл ниже, чем могли бы».

А вот учитель информатики Сергей Погодин считает, что за время вынужденного карантина дети могли эмоционально перегореть.

«Может, я не прав, но ощущение, что всё-таки отсрочка ЕГЭ сыграла злую шутку с деть­ми, – считает педагог. – Это как в спорте. Когда готовишься к Олимпиаде и знаешь, что старт в феврале, то составляешь программу и рассчитываешь выйти на пик своей спортивной формы именно в феврале. А потом – раз! – Олимпиаду на два месяца перенесли. Всё, пик спортивной формы уйдёт. Можно, конечно, сколько хочешь говорить, что есть ещё два месяца, готовиться и т. д. Но… По своим детям я увидел, что результат не тот, на который мы рассчитывали и ожидали».

Однако все – и учителя, и выпускники – отмечают, что экзамены были организованы очень чётко, без сбоев, несмотря на повышенные меры безопасности.

«Пункты сдачи ЕГЭ хорошо подготовили, организовали термометрию, работу медика. Вечером перед каждым экзаменом всю школу обрабатывали дезинфицирующими средст­вами. Что касается рассадки: раньше было 15 человек в кабинете, стало 9. Это никак не повлияло на процесс», – отметил Сергей Погодин.

«Мы очень боялись новой процедуры экзамена, того, что возникнут сложности. Но всё прошло доброжелательно и комфортно», – подчеркнула Лариса Арачашвили.

По данным Рособрнадзора, четверых детей в четырёх регионах не допустили на первые экзамены из-за повышенной температуры. Были и те, кого поймали по традиции со шпаргалками и мобильными телефонами. Результаты их работ аннулированы. Пересдать экзамен они смогут только через год.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах