Примерное время чтения: 7 минут
1662

Не тащить тяжёлый вуз. Почему дети не хотят долго учиться в университетах

/ Сергей Пятаков / РИА Новости

Старшеклассники не желают долго учиться в вузе. Таковы данные недавнего опроса школьников.

Опрос проводили в США, но схожие настроения у школьников и в других странах. Почти половина подростков (48%) считают, что обучение в вузе не должно занимать больше 3 лет, треть готовы учиться максимум два года.

От лекций к навыкам

Такие устремления отчасти поддерживает и рынок. Например, крупные корпорации — Google, Microsoft, Apple, Ernst & Yang и другие — уже не требуют от сотрудников высшего образования. Им интересны только успехи на других местах работы. Считается, что профессионалом может быть и тот, кто на кафедрах не учился, но приобрёл необходимые навыки на онлайн-курсах, мастер-классах, в результате самообразования. В двух штатах США — Юта и Мэриленд — при приёме на госслужбу к диплому официально приравнивают опыт, полученный на стажировках и даже на военной службе.

Сегодня университет, даже элитный — не панацея для успешной карьеры. Можно быть уважаемым человеком и занимать серьёзные должности, не имея диплома о высшем образовании. Если не брать отсрочку от армии и перспективу пожить несколько лет в особой университетской среде, то все остальные плюсы высшего образования многим уже не кажутся очевидными. Да и практика подтверждает: далеко не всегда у выпускников вузов зарплаты выше, чем у специалистов без университетских дипломов.

«Наиболее успешные бизнесмены в мире — Билл Гейтс, Стив Джобс, Марк Цукерберг — учились в университете лишь до второго курса, — говорит кандидат педагогических наук Константин Зискин. — Им этого оказалось достаточно, чтобы организовать свои высокотехнологичные бизнес-империи, а это всё же не торговля пирожками. Пик необходимости высшего образования для карьеры приходится примерно на 1980–1990-е гг. С этого момента пошёл спад».

По мнению эксперта, высшее образование в том виде, в котором оно сложилось в мире, скорее мешает профессиональному росту. Особенно если человек склонен к бизнесу, продажам и чему-то подобному. «Организм устроен так, что он учится только тому, что он делает. Тогда формируются нужные нейронные связи в мозге. Сидим на лекции — учимся слушать лекцию. Делаем эксперименты — учимся делать эксперименты. Продаём товары — учимся продавать товары. Хотите чему-то научиться — делайте это», — советует педагог.

На работу со 2-го курса

Основываясь на настроениях молодёжи, а также на том факте, что онлайн-платформы сейчас создают огромную конкуренцию вузам (их учебные программы с сертификатами гораздо дешевле и короче полных университетских курсов), эксперты на Западе уже давно советуют последним вводить сокращённые программы подготовки. В США 3-летние университеты обсуждаются последние 10–15 лет. И несколько вузов уже тестируют такие программы. Однако простое урезание обычной 4-летней программы, когда убирают дополнительные дисциплины и оставляют только самое основное, вызывает немало критики. Сможет ли такой специалист выйти на рынок труда? Плюс сокращение программ грозит увольнениями преподавателей.

Есть другое предложение. В стандартный 4-летний бакалавриат встраивать короткие программы. После прохождения каждой студенты могли бы получать микроквалификации, позволяющие сразу работать и применять эти навыки в своей специальности.

Кстати, в России такая практика уже есть. В частности, в Томском госуниверситете, который вошёл в пилотный проект по формированию новой национальной системы высшего образования. В вузе разработаны 13 экспериментальных образовательных программ. Некоторые предполагают, что студенты выходят на работу уже во время учёбы. «К примеру, Высшая школа журналистики — одна из таких программ. Студенты после второго года обучения уходят работать в компании, продолжая добирать в университете теоретические знания, — рассказал проректор ТГУ Евгений Луков. — Такая же история у айтишников. Мы эту модель совершенствуем и закрепляем на уровне стандартов на всю страну».

С другой стороны, есть специальности, где сроки обучения потребовалось, наоборот, удлинить. «Обучение сложным наукоёмким отраслям, таким как мехатроника, робототехника, баллистика и гидроаэродинамика, не укладывалось в 4 года. По этим направлениям мы ввели основное высшее образование, которое будет длиться 5 лет», — уточнил проректор.

В университете «Сириус» пошли другим путём. Там на айтишника можно поступить после 9-го класса лицея и через 5 лет уже получить диплом вуза. Это первая в стране экспериментальная программа для ускоренной подготовки IT-специалистов, которая стартует с 2024 г.

«Там, где нужны квалифицированные исполнители, хватит трёхлетнего обучения с дальнейшим добиранием компетенций, которые требуются на рабочем месте, — считает руководитель Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, профессор Татьяна Клячко. — Думаю, что в социальной сфере, сервисе мы получим значительно более сжатые сроки обучения. Там же, где речь идёт о прорывных технологиях, образование требуется более длительное. В элитных вузах, которые готовят кадры для передовых отраслей, больше 50% студентов продолжают учёбу в магистратурах. В конечном итоге мы перейдём на такие гибкие модели».

А если бросить вуз?

Конечно, не стоит считать учёбу в университете совсем уж пустой тратой времени. «Университет полезен тем, что ты учишься по-другому мыслить, рассуждать, обрабатывать информацию, — отмечает Зискин. — И в этом смысле неважно, сколько там проучиться — 3 или 4 года. Я лично через три минуты разговора точно определю, учился человек в университете или нет. Но к практике университетского образования надо относиться более осознанно. Учебные планы, количество лет прямого отношения к качеству обучения не имеют. Это чистая бухгалтерия университетских корпораций. Количество часов на преподавание определённой дисциплины — это лишь вопрос того, сколько будут платить преподавателю».

Однако что делать родителям, если ребёнок после первого курса вдруг заявил, что больше не хочет учиться в вузе? «Если он сказал, что больше не хочет учиться и пойдёт работать по этой специальности, то родители могут расслабиться и выпить шампанского на радостях, — считает педагог. — А если он бросил вуз и залёг дома, ничего не делая и страдая от того, что ему всё скучно, то впереди у вас большая работа. Ни в коем случае нельзя ругать или заставлять вернуться обратно. Нужно вместе подумать, что делать дальше».

Возможно, ребёнок просто ошибся с выбором профессии. И эту ошибку ещё не поздно исправить.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах