Примерное время чтения: 8 минут
618

Не дали медали. Нужно ли поощрять конкуренцию среди детей?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. Указ вашему дому 15/05/2024
Ребёнка надо научить адекватно относиться и к победам, и к поражениям в «забеге» по жизни.
Ребёнка надо научить адекватно относиться и к победам, и к поражениям в «забеге» по жизни. АГН Москва

Близится к концу учебный год. Многие родители ждут летних каникул едва ли не больше, чем дети, – хочется наконец вздохнуть свободно. Не будет гонки за рейтингами в классе, местами на соревнованиях, не будет разочарований от проигрышей или оценок ниже, чем у одноклассников.

А нужно ли вообще из-за этого переживать?

К чему истерика

Современная школа крайне конкурентна. Начиная с первых классов детей приучают к соревнованиям друг с другом во всех сферах. Нужно хорошо учиться, чтобы иметь высокий рейтинг в классе. Нужно сдавать ГТО, участвовать в олимпиадах и конкурсах. Родители при этом соревнуются вместе с детьми и друг с другом – у кого дети умнее, талантливее, активнее. А неудачи ребёнка зачастую переживают тяжелее, чем он сам.

«Сын учится в первом классе, дети сдавали ГТО. Когда начали подводить итоги, один ребёнок расплакался, и всех не допустили до финала. У родителей случилась истерика, ведь на предыдущих этапах было золото. Зачем уже в первом классе относиться к этому так, будто в случае неудачи мир рухнет? Разве это повлияет на дальнейший успех или неуспех ребёнка?» – недоумевает мама школьника София.

И подобных примеров множество. Те, кто бывал на соревнованиях с участием маленьких детей, наверняка наблюдали такую картину. Счастливая победительница (или победитель), которую все поздравляют, а рядом её незадачливая соперница (соперник), которой не удалось выиграть медаль и которую в сердцах отчитывает расстроенная мама. 

Соревноваться, но не в начальной школе

«Конкуренцию диктуют школы, которые борются за рейтинги. От них часто зависит бюджет образовательной организации, в том числе премии учителям, – говорит руководитель секции полевой геологии при Российской академии наук, создатель школы наставников Вячеслав Хотченков. – Борются за рейтинги и родители, которые очень любят реализовываться за счёт ребёнка. Одни жертвуют любимой работой, другие, наоборот, вкалывают от зари до зари, чтобы у ребёнка было хорошее образование, лучшие секции и тренеры. Взамен мама с папой хотят что-то получать, будь то пятёрки в дневнике или первые места на соревнованиях. Тогда им кажется, что они не зря вкладываются в своё чадо».

По словам эксперта, конкурентная среда может быть полезна, но не в начальной школе. «Детям становится более или менее комфортно соревноваться начиная со средней школы, – считает Хотченков. – В 5–6-м классе происходит осознание: «Я могу больше и лучше, я сильнее, чем Коленька»… По этой причине я против выставления оценок в начальной школе. Даже четвёрки зачастую воспринимаются ребёнком как признание того, что он недостаточно хорош по сравнению с другими. А такая оценка, пусть даже не высказанная прямо, разрушает отношения. Иногда родители выговаривают ребёнку за 2-е место: «Очень жаль, что ты не первый». Это же перечёркивает все его усилия! А самое главное – не даёт возможности замечать, какой прорыв он совершил, как превзошёл свой прежний уровень, чтобы добиться даже такого результата».

Важен опыт неудач

Переживать неудачу своего ребёнка тяжело, поэтому родители стараются защитить его (а часто и себя) от связанного с этим дискомфорта. В ход идут выяснения отношений с учителями, тренерами, другими родителями. «Такое стремление вполне естественно, но с точки зрения воспитания неправильно, – считает психолог, председатель Союза отцов ­Вологодчины Игорь Заика. – Опыт поражений любому человеку необходим. Благодаря им он получает навыки преодоления трудностей, развивает самообладание, способность справляться с разочарованием и болью от неудачи. Это жизненный урок, который заключается в том, что для получения желаемого результата нужно прикладывать большие усилия. Умение признавать ошибки и исправлять их – всё это тоже отчасти заслуга наших провальных моментов. Неумение родителей принимать поражение, правильно реагировать на неудачу будет перениматься и повторяться ребёнком. Поэтому посоветую родителям работать прежде всего над своим собственным поведением в случае какой-то постигшей ребёнка неудачи. И не лишать его бесценного опыта, формирующего важные качества человека. Ведь жизнь состоит не только из побед, больших и маленьких, но и из проигрышей».

Профессор и завкафедрой МГИМО, академик Российской академии образования Владислав Гриб уверен, что детей надо больше хвалить и поддер­живать, а не убиваться из-за т­ого, что те потерпели фиаско. «Когда команда сына (а он у меня вратарь) занимает десятое место, я не называю это место позорным, а говорю: значит, вы вошли в десятку сильнейших. Да хоть даже в сотню. Тут ведь важнее то, что сегодня результаты выше, чем год назад, – рассказывает Гриб. – По большому счёту, мы все только с собой и соревнуемся. Поэтому участвовать в олимпиадах, конкурсах надо, чтобы чувствовать дух конкуренции, знать, что есть вызовы. Но иметь золотую медаль, первое место – не самоцель. Это ведь зависит ещё и от везения, а не только от таланта. Поэтому надо уметь и выигрывать, и проигрывать. И проигрыш иногда важнее, чем выигрыш».

Как родителям справиться со своими амбициями, перестать эмоционально давить на ребёнка, ведь ему это только мешает?

«Самое лучшее, что можно сделать, – начать реализовываться самостоятельно, – считает Хотченков. – Идите в секцию плавания, кружок по вышиванию, хор – да куда угодно! Там у вас как у взрослого будет адекватное отношение к конкуренции. А в отношениях с детьми конкуренции и обидных сравнений быть не должно. Любите ребёнка просто за то, что он есть. За то, что у него что-то получается, и за то, что не получается, – тоже. Признавайте за ним право на личные особенности и принимайте их безусловно».

Сигнал SOS от математики

В России появится новый профессиональный праздник – День математика. Отмечать его будут 1 декабря – в день рождения Николая Лобачевского.

Почему необходимо подчеркнуть значение математики, объясняет профессор РГПУ им. Герцена Сергей Рукшин.

Математика перестала быть чем-то значимым, общий уровень владения ею оставляет желать лучшего.  Пару лет назад один деятель в правительстве сказал: если мы будем каждый год увеличивать какой-то показатель в 2 раза, то за 5 лет повысим его в 10 раз. Видимо, по математике у него была двойка. Иначе бы он знал, что показатель увеличится в два в пятой степени – в 32 раза.

Результаты современной теории чисел (которая появилась в XVII веке) четыре сотни лет не были востребованы, а теперь «зашиты» в каждом мобильном. Проблема кодировки, шифровки сигнала – серьёзная наука. Кто этого не понимает, тот говорит, что математика ему не пригодится. Когда ещё не было даже письменности, люди собирали загадки, где требовалось отыскать неизвестное – но не число, а предмет или явление. Первый сборник «Задач для развития ума юношества» англосаксонского монаха Алкуина появился в 700-е годы н. э. Именно математики включались в решение самых сложных задач, которые вставали перед человечеством.

Мне как математику приятно, что ввели такой праздник. Но популяризация этой науки важна и для школьников. Необходимо убрать базовый ЕГЭ по математике, который способен сдать даже четвероклассник. Дети должны понимать: нельзя получить аттестат о среднем образовании, не зная математики всерьёз.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах