На эту тему эксперты недавно собрались поговорить в ИД «Аргументы и факты».
Сегодня учишь ты, а завтра тебя
По мнению замдиректора департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Натальи Костюк, система дошкольного образования в нашей стране одна из самых стабильных образовательных систем. «Она даёт возможность, — сказала она, — почувствовать именно семьям с детьми дошкольного возраста прежде всего тот уровень внимания, которое обеспечивается самой системой».
В последние годы для дошколят делается немало: создаются новые места, обеспечивается и обновляется материально-техническая база. Вместе с тем происходит модернизация, которая касается, прежде всего, педагогов. «И это, — считает Н. Костюк, — не революционные изменения, это эволюция. А федеральная образовательная программа дошкольного образования— достаточно осмысленный документ, который будет модернизироваться и дальше».
Первостепенную роль педагога-воспитателя старший воспитатель детского сада «Котёнок» г. Химки Московской области, победитель Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2018 году Анастасия Шлемко видит в подготовке детей к школе, а именно выработке усидчивости и навыков саморегуляции в виде конструктивной игры, которые он транслирует и родителям тоже.
«Главное, в чём нуждается любой педагог при переменах, — добавила к.п.н., директор Института развития образования г. Орла Ирина Патронова, — это непрерывное сопровождение педагогов дошкольного образования через формальное и неформальное образование. При этом специалисты меняются. Сегодня я могу быть наставником, а завтра — наставляемым, потому что могу чего-то не знать, в чем-то сомневаться, или у моего коллеги получается лучше».
И невероятное тоже
Ещё одна сторона системы дошкольного образования — родители. Нынешнее время, по мнению участников обсуждения, требует, чтобы педагог-воспитатель занимался ещё и просвещением родителей в вопросах воспитания. По мнению И. Патроновой, важно, чтобы воспитатель мог также активность родителей в системе дошкольного образования перевести из минуса в плюс, сделав её проактивной.
«Мы от воспитателей, — добавила д.п.н., завкафедрой дошкольной педагогики института детства Российского государственного педагогического университета им. Герцена» г. Санкт-Петербурга Александра Гогоберидзе, — требуем уже невероятного, чтобы они включались и в образовательную среду для родителей. Но им в одиночку здесь не справятся, нужно выступить единым профессиональным сообществом. А родители хотят такие методики, причём им важно не просто прочитать, но и прожить со своим ребёнком, получить совместный опыт».
Коснулись также эксперты в ходе обсуждения темы психологического сопровождения дошкольников. По мнению завкафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета Ирины Бурлаковой, любая дошкольная программа без психологического сопровождения будет недостаточно эффективной.
«Во-первых, — сказала эксперт, — содержание программ довольно насыщенное и сложное. К тому же очень разные дети, и воспитатели очень разные. И здесь без помощи психолога бывает порой очень сложно — могут быть упущены какие-то важные моменты. Психолог с детьми находит, по-моему, всегда общий язык. Наверное, иногда многим детям, особенно проблемным, комфортнее с психологом».
К тому же, по словам И. Бурлаковой, психолог смотрит на ребёнка немножечко по-другому, т.к. общается и с детьми, и со взрослыми, и ему проще решить как помочь ребёнку при необходимости или его лучше не беспокоить, потому что ему так комфортнее. При этом спикер добавила, что дошкольных психологов на сегодняшний день в нашей стране всё ещё не хватает.