В Краснодарском крае учитель наказал ремнём двух детей при всём классе. А в Ленинградской области насилию подверглась учительница — подростки избили её на остановке. Увы, подобные истории случаются с завидной регулярностью, практически каждый день мы можем увидеть в новостях что-то подобное.
Почему растёт агрессия в отношениях между учителями и учениками? В чём причины того, что рукоприкладство зачастую становится способом общения? Об этом aif.ru поговорил с директором «Школы будущего» Калининградской области Алексеем Голубицким.
Не перейти черту
Юлия Борта, aif.ru: — Алексей Викторович, дети далеко не ангелы и зачастую намеренно доводят взрослых. Может ли учитель накричать на ребёнка, чтобы поставить на место, наказать физически, если словесные аргументы закончились?
Алексей Голубицкий: — Любое насилие в отношении детей, — и физическое, и психологическое — это признак непрофессионализма. Да, учителя — тоже люди, и не всегда являются образцом для поведения. Мы можем избыточно эмоционально на что-то отреагировать. Но когда это переходит определённую черту, то человек перестаёт в этот момент быть учителем. И сами педагоги могут быть не всегда сдержанны во взаимоотношениях друг с другом. Это тоже для меня является непрофессионализмом. Очень важно, чтобы мы, учителя, показывали образец культурного поведения в решении трудных жизненных задач. Причём не только в школе. Фактически есть две профессии — педагог и священник (если можно назвать духовное служение профессией), от которых ожидается высокая культура поведения даже вне профессиональной деятельности. Поэтому особенно резонансно смотрятся какие-то отклонения от нормы поведения учителей, даже если они в этот момент находятся вне школы.
Придётся начать с себя
— В чём причина вообще такого высокого уровня агрессии в отношениях учеников и учителей?
— Сошлюсь на великого педагога Януша Корчака, который во время Второй мировой войны отказался бежать из концлагеря и вместе с детьми вошёл в газовую камеру, желая быть до конца со своими воспитанниками. Так вот, он говорил, что школа находится не вне общества, поэтому она подвержена всем тем процессам, которые в нём происходят. Порой с экранов телевизоров, в интернете, соцсетях взрослые люди демонстрируют низкую культуру поведения. Стало нормой нецензурно выражаться, что для меня, например, является фактически формой лингвистического насилия, которая идёт даже и с театральных подмостков, несдержанны бывают и телевизионные ведущие. Есть такое выражение: я вижу, что мои аргументы на вас не подействуют, поэтому сразу перехожу к оскорблениям. К сожалению, это всё больше и больше окружает наших детей.
Так и хочется иногда сказать: мама с папой или взрослые на остановке, посмотрите на себя, зачем вы так грубо разговариваете друг с другом? Хотя в целом родители культурные и образованные люди, иногда они проявляют по отношению к учителям «чудеса» необычного поведения, мягко говоря. Недавно я прочёл нецензурный ответ учителю со стороны одного из родителей на вполне корректно заданный вопрос.
Происходит общее снижение культуры поведения, культуры разрешения конфликтных ситуаций. Когда дети видят насилие (физическое или психическое) или становятся его жертвами в семье, наблюдают это на улице, в общественном транспорте и социальных сетях, где они живут, то рано или поздно их поведение тоже начинает меняться.
Давайте честно признаем: насилие растёт на всех уровнях. Мы чувствуем и международное напряжение, когда страны всё больше скатываются в агрессию, не решают конфликты дипломатическим путём. Мы же видим, какая оголтелая пропаганда сейчас идёт со стороны Запада. И вот это огромное напряжение — нас не слышат там, мы не можем свою точку зрения донести, нет потребности в этом, видимо, у наших оппонентов — тоже провоцирует всплеск агрессии.
И вот здесь как раз у школы важнейшая роль и миссия — показать альтернативу, что бывает по-другому. Что необязательно с помощью насилия разрешать какие-то противоречия, когда ты чем-то недоволен или хочешь донести что-то обществу. Я уверен, что именно школа должна быть таким островком, оазисом другого поведения. Хочется призвать всех — давайте вместе покажем, как нужно. Как говорится, есть две новости — хорошая и плохая. Хорошая — всё возможно в воспитании детей. Не очень хорошая — придётся начать с себя.
Не надо панибратства
— Что вы могли бы посоветовать молодому педагогу, который не может справиться с классом, со своими эмоциями, чтобы не переходить к агрессии и насилию?
— Очень многое нужно разрешать профилактически, не доводить до обострения. Важно договариваться о правилах. В каждом классе у учителя должны быть установлены ясные и чёткие правила поведения, границы допустимого и недопустимого. А дети будут обязательно пробовать их нарушить. Надо не упустить этот момент. Опоздал ученик в класс, грубовато выразился по отношению к учителю — нужно сделать корректное замечание, а не делать вид, что вы не заметили и прошли мимо. Если не справляешься, чувствуешь, что ситуация выходит из-под контроля, можно обратиться к классному руководителю, завучу, директору, школьному психологу за помощью и поддержкой.
Если чувствуете, что вот-вот сорвётесь, глубоко вздохните, досчитайте до десяти, не реагируйте сразу. Иногда на агрессивный порыв можно ответить с юмором, перевести в шутку, если ситуация позволяет. Подростки это очень ценят. Они такого поворота не ожидают, готовятся к ответной вспышке гнева. Это своего рода приём психологического айкидо, когда на тебя наваливаются всей массой, а ты просто отходишь от «линии фронта», от агрессивного воздействия.
Иногда мы, взрослые, своим таким менторским тоном, саркастическими шутками, не всегда корректным поведением — будем честны — провоцируем на агрессию подростков.
Важно избегать и другой крайности — излишнего сближения с детьми. Должно быть чувство благородной дистанции. Ты достаточно дружественно ведешь себя с детьми, чтобы они тебя слышали, но и достаточно отстранённо, чтобы они не садились, что называется, на шею. Учитель — значимый для них взрослый, порой даже уважаемый, любимый. Но именно значимый взрослый, а не приятель и не сверстник. Обычно подростки не ценят, когда проявляют панибратство. Им важно на кого-то опираться, чувствовать границы. И опираться на человека, которого они уважают. А для этого нужно, прежде всего, себя уважать. Это такое внутреннее чувство благородства, достоинства. И это тоже позволяет сдерживать себя. Я знаю много учителей, которые никогда не повышают голос. Они заходят в класс, и никто не позволяет себе по отношению к ним вести себя как-то недостойно, потому что они сами по себе культурные, образованные, достойные люди. Дети это видят и чувствуют.
Будьте на стороне ребёнка
— А что вы посоветуете родителям, которым кажется, что по отношению к их ребёнку проявляется насилие?
— Если вы чувствуете, что есть какая-то агрессия по отношению к вашему ребёнку, тем более если это не разовая ситуация (на школьника ополчился учитель, класс или другой ученик), то важно очень быстро реагировать. Не в том смысле, чтобы рвануть и всем раздать по заслугам. Тем самым конфликт только усилится, а не решится. Не позволяйте своему материнскому и отцовскому инстинкту заслонять собой разум и здравый смысл. Надо помнить, что вы взрослый. Прежде всего, нужно разобраться. Постарайтесь добиться личного разговора — но не по телефону или в виде переписки по СМС — с классным руководителем или тем учителем, который, по мнению ученика, его обижает. Сначала нужно разобраться, потом реагировать, а не наоборот.
Иногда бывают комичные ситуации, которые разрешаются неожиданно. Как-то ко мне от родителей поступила жалоба, что молодой преподаватель, аспирант оскорбляет детей, унижает их человеческое достоинство. Я начал разбираться. Выяснилось, что молодой и много знающий преподаватель во время урока часто увлекается, рассказывает о чём-то, а потом, вспоминая о теме урока, говорит: «Ну, вернёмся к нашим баранам». А дети воспринимали это на свой счёт.
Если вы замечаете насилие, то надо обязательно обращаться к директору школы. Он просто обязан вмешаться в ситуацию и помочь. Это может быть перевод в другой класс, разговор с классом или обидчиком. Иногда бывает так, что ситуация настолько выходит из-под контроля, что приходится даже менять школу. Но это крайняя мера, и я бы её не рекомендовал. Даже если ребёнок ничего не рассказывает, но вы видите его угнетённое состояние, нежелание ходить на уроки, нужно прийти в школу и постараться очень деликатно разобраться. Кроме вас, вашего ребенка по-настоящему никто не может защитить. Важно всегда быть на его стороне. Иногда лучше проявить избыточную заботу, чем недоглядеть.
Поэтому сохраняем спокойствие, но бдительность. Такая настороженность помогает решать очень многие проблемы.