Примерное время чтения: 8 минут
1632

Куда ведёт «проспект Вернадского»? Виктор Садовничий – о науке и жизни

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. За какое будущее проголосовала Украина? 24/04/2019
Виктор Садовничий.
Виктор Садовничий. / Тамара Миодушевская / АиФ

Наверное, поэтому новую программу, которая начинает работать по инициативе ректора Московского государственного университета и получила имя великого русского учёного, называют «проспект Вернадского».

Три стороны одного консорциума

Идею научно-образовательных консорциумов академик Садовничий озвучил год назад – на XI съезде Российского союза ректоров в Санкт-Петербурге. Они, по его словам, могут объединить, с одной стороны, возможности ведущих национальных и регио­нальных университетов, с другой – усилия админист­раций регионов и интересы предприятий – с треть­ей. По сути, это ответ университет­ского сообщества на поставленную президентом страны задачу формирования мощных научно-образовательных цент­ров, в которых университеты, академические институты и высокотехнологичные компании будут работать сообща. 

Но как должна строиться работа таких консорциумов? Головной университет, т. е. МГУ, возьмёт на себя обязательства по определённой научной тематике, которая особенно важна для конкретного региона. Он поможет организовать в местных университетах соответствующие кафедры и лаборатории, а потом будет координировать и направлять исследования на стыке фундаментальной и прикладной науки. 

«Уже эти университеты, ведущие и региональные, готовят научные проекты, руководят аспирантами, создают там научную школу, научную среду, главное – укрепляют связи с промышленностью, формируют благоприятные условия для поддержки молодых учёных, которые оканчивают местные университеты», – пояснил Виктор Садовничий.

По его же предложению эта программа научно-образовательной мобильности и получила имя великого учёного Владимира Вернадского, усилиями которого были созданы научные школы в разных университетах Российской империи и СССР. 

Владимир Иванович Вернадский.
Владимир Иванович Вернадский. Фото: Public Domain

Ноосфера 2.0

Одинаково плодотворно академик Вернадский работал как на ниве просвещения, так и в науке. Он заложил основы понимания роли интеллектуальной деятельности человека как силы, преобразующей природу, и сформулировал идею ноосферы – области взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. С позиций сегодняшнего дня ноосфера воспринимается как единое интеллектуальное пространство, которое формируют в том числе возглавляемые МГУ ведущие университетские центры. 
Программа «Вернадский» должна превратить региональные университеты в центры подготовки квалифицированных кадров, учитывающие требования цифровой экономики и задачи развития регионов, а также выровнять уровень подготовки научных кадров по стране. За год, прошедший с момента старта, появилась уверенность, что это возможно, а поставленная президентом задача обеспечить связанность территорий страны должна решаться не только путём строительства современных транспортных и телекоммуникационных систем, но и за счёт повышения плотности образовательной, научно-технической, гуманитарной среды в регионах и более активного взаимодействия участников этого процесса.  

В этом смысле 25 марта произошло важное событие: подписаны соглашения о создании первых 7 консорциумов программы «Вернадский»: «Дальний Восток», «Западная Сибирь и Ханты-Мансийский автономный округ», «Кузбасс», «Поволжье. Татарстан», «Подмосковье», «Северный Кавказ. Кабардино-Балкария», «Удмуртия».

Обмениваясь с главами регионов и правительств «верительными грамотами» проекта, ректор МГУ отметил, что программа открыта и для других регионов. Сейчас готовятся к старту ещё 5 консорциумов.

С пользой для страны

Начиная программу, МГУ, по мнению академика Садовничего, запустил универсальный механизм взаимодействия учреждений высшей школы с регионами и промышленностью, бизнесом. 
«Это позволит решать стратегические задачи развития территорий, обеспечит создание научных школ, укрепление кадрового потенциала на местах, – говорит он. – Уверен, что этот механизм станет тем реактором, в котором синтез образования, науки и практики будет идти с максимальной пользой для страны».

Участие в программе «Вернадский» позволит региональным вузам без больших капитальных затрат и серьёзных инвестиций использовать инновационную и научную структуру ведущих университетов страны – супер­компьютеры, приборную базу, самые современные лабораторные и исследовательские мощности. Этот «проспект Вернадского» и есть дорога, на которой возможно достигнуть цели, поставленные в майском указе президента и национальных проектах «Образование» и «Наука». 
«Создавая научно-образовательные консорциумы в рамках программы «Вернадский», фактически мы выполняем поручение президента по укреплению каркаса национальной образовательной системы, усиливаем её внутреннюю логику, целесообразность, полезность для страны», – считает Садовничий.

Мнения экспертов

Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югра Наталья Комарова:

– Владимир Иванович Вернадский стоял у истоков создания в России единого образовательного пространства. И сегодня в научно-образовательной системе страны создаётся работоспособная команда с участием передового университета, ведущих региональных вузов, промышленных корпораций, исполнительных органов власти регионов.

Для нашего региона создание кластера «Вернадский – Западная Сибирь» – это возможность завязать научные исследования на реализацию масштабных преобразований в нефтегазовой отрасли. Подключить лучшие научные силы к цифровизации месторождений, разработке труднодоступных запасов, внедрению инновационных технологий добычи.

Вернадский отмечал: «Человек должен мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но и в планетном аспекте». Убеждена, что наша совместная работа – важный шаг в создании безбарьер­ной научно-образовательной среды.

Врио главы Кабардино-Балкарии Казбек Коков:

– Сотрудничест­во Кабардино-Балкарии с МГУ – это проект республиканского значения, прио­ритетность которого продиктована не только его потенциалом и масштабом. Мы рассматриваем Московский университет не просто как партнёра для образовательной системы региона, катализатора её модернизации на основе самых высоких стандартов. Для нас это ещё и возможность расширения точки входа в единое гуманитарно-образовательное пространство страны и всего мира.

Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв:

– Кузбасс и МГУ связывает не только развитие научных проектов в области эффективного и безопасного природопользования, но и общее горняцкое братство. Мы всегда будем помнить, что Виктор Антонович Садовничий и сам работал в шахте, не понаслышке знает об этой профессии, благодаря которой и в XXI в. появляются свет и тепло в наших домах, работают современная металлургия и химическое производст­во. Исследования в этой сфере не просто востребованы с точки зрения экономики, они позволяют сохранять жизни и двигать отрасль вперёд.

Заместитель премьер-министра Республики Татарстан Лейла Фазлеева:

– Татарстан сегодня – это территория развития, инноваций, реализации перспективных идей и проектов. Уверена, что в сотрудничестве с МГУ мы сможем сделать значительно больше и для настоящего, и для будущего.

Александр Бречалов, глава Республики Удмуртия:

– Республика Удмуртия – край умельцев, мастеров, изобретателей, людей думающих, творческих, созидающих. Сегодня этот потенциал будет объединяться с интеллектуальной мощью страны, которую воплощает в себе Московский государственный университет. Убеждён, что в рамках программы взаимодействия с университетом № 1 мы сможем открыть новых Ломоносовых и Вернадских, создать принципиально новую образовательную среду, запустить проекты полного цикла: от студента-первокурсника к специалисту-исследователю и высококвалифицированному производственнику, от идеи, решения или технологии – к готовому, востребованному рынком продукту.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах