Итог очень странного учебного года – средний балл ЕГЭ увеличился почти по всем предметам. «АиФ» решил разобраться, в чём тут дело.
Больше всего подросли оценки по литературе, истории, географии и профильной математике. По русскому 4 тыс. участников получили 100 баллов, по профильной математике – 24 тыс. (6,6% из 362 тыс. сдававших). И это притом что в этом году экзамен не сдавали призёры и победители Всероссийской олимпиады школьников, они автоматом получили 100 баллов. На бюджетные места в вузы им дали возможность поступать вне конкурса, поэтому ЕГЭ им оказался не нужен.
Это наши дети вдруг поумнели или экзамены стали проще?
СРЕДНИЙ ТЕСТОВЫЙ БАЛЛ ЕГЭ* |
|||
Предмет |
2020 г. |
2016–2019 гг. |
Разница |
Русский язык |
71,6 |
69,3 |
2,30 |
Профильная математика |
53,9 |
49,6 |
4,27 |
Физика |
54,5 |
52,4 |
2,13 |
Химия |
54,4 |
54,3 |
0,13 |
Информатика и ИКТ |
61,2 |
58,7 |
2,48 |
История |
56,4 |
51,7 |
4,68 |
География |
59,9 |
55,3 |
4,62 |
Общество-знание |
56,1 |
54,4 |
1,65 |
Литература |
65,0 |
60,0 |
4,97 |
*Предварительные данные |
Кого не посчитали
«С одной стороны, баллы не настолько выше, чтобы говорить о каком-то прорыве в подготовке детей, с другой – есть объективные причины, объясняющие их рост, – считает директор Института развития образования НИУ «ВШЭ» Ирина Абанкина. – Одна из основных причин: мы отсекли детей, которые не собирались поступать в вузы. Раньше они вынуждены были писать ЕГЭ по русскому и математике, чтобы получить аттестат. В этом году они получили его без экзаменов. Исключение из статистики доли выпускников с низкими баллами и обеспечило повышение среднего балла. Базовую математику вообще никто не сдавал, так что и сравнивать не с чем. Конечно, положительную роль сыграло и то, что ребята получили дополнительный месяц подготовки. Кроме того, им дали второй шанс определиться с выбором предметов. Обычно сделать это надо было очень рано (подать заявление с указанием предметов для сдачи на ЕГЭ разрешалось до 1 февраля. – Ред.). А в этом году можно было передумать и поменять предметы до 1 апреля».
Однако, по мнению Ирины Абанкиной, последний ЕГЭ показал и недостатки подготовки по некоторым предметам. По информатике средний балл упал почти на 2,5. «Хотя в последние годы велась очень мощная кампания по повышению спроса на специальности, где требуется информатика, оказалось, что возможности подготовки ребят не настолько разработаны. Притом что рост сдающих этот экзамен явно заметен», – отмечает эксперт.
А в химии недостатки подготовки и вовсе стали причиной скандалов и требований аннулировать результаты ЕГЭ. Средний балл по этому предмету тоже упал.
«Да, задания по химии были сложными, требовали творческого подхода, – подтверждает Ирина Абанкина, – но мне кажется, что это новый тренд. Если ребята собираются идти в этом направлении (а оно очень ответственное – это медицина, современная биология, агробизнес, сельское хозяйство), важно, чтобы они умели решать нестандартные задачи. И сегодня рейтинги всех школ показали, что те из них, кто тесно сотрудничает с университетами, имеют выше показатели. Медицинские предуниверсарии сейчас создаются в регионах, не только в Москве, но и, например, в Волгограде, Астрахани и др.».
Меньше знаешь – лучше сдашь?
«Я знаю детей, которым дистанционка помогла хорошо сдать ЕГЭ, – говорит учитель русского языка и литературы из Удмуртии Анна Инютина. – Они говорили: «Слава богу, раз не надо ходить в школу, вот эти предметы я могу вообще не учить, другие спишу…» Это освободило им время для подготовки к ЕГЭ. И плюс баллы всё выше оттого, что меняются критерии. Я начинала, когда ЕГЭ только вводился, весь процесс изменений вижу, насколько трудно было изначально. Сейчас, на мой взгляд, всё проще».
«Я бы не стала рассматривать нынешние результаты ЕГЭ как следствие повышения качества подготовки, – подтверждает руководитель Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. – И не стала бы делать акцент на том, что дети смогли лучше подготовиться. Считаю, что выпускники были готовы примерно так же, как раньше, но при этом к ним, возможно, отнеслись с большим пониманием. Это же психологически понятно».
Можно ли искусственно «подкрутить» баллы в процессе проверки? Многие педагоги утверждают – нет, ведь проверяющие эксперты проходят подготовку заранее, к ним предъявляются жёсткие требования. А при оценке ЕГЭ велика доля автоматизированной работы. Всё это так, но… Даже если проверяет работы компьютер, то программы для любой машины задаёт человек. Значит, теоретически всегда есть возможность эти критерии изменять и перестраивать в нужном направлении. Конечно, все эти сомнения вовсе не должны ложиться тенью на выпускников, которые честно сдавали и честно получили высокие баллы.
«Я просто горжусь своими детьми, – признаётся заслуженный учитель РФ, директор московской школы № 109 Евгений Ямбург. – Не скрою, просто любовался старшеклассниками. Русский – 100 баллов. Все кричали, какая сложная химия в этом году. А у меня ребята получили по 98 баллов! У одного парня в нашей школе высший балл сразу и по математике, и по истории, и по литературе. Почему? Работа на дистанте повлияла. В соцсетях образовывались чаты, где учителя помогали ребятам решать демонстрационные версии, разбирать задачи повышенной сложности».
Без лишней нервотрёпки
Нынешний ЕГЭ поставил перед экспертами и ещё один вопрос: всем ли нужен ЕГЭ? «Думаю, это хорошо: отучился, получил аттестат, а хочешь поступать в вуз – иди сдавать ЕГЭ, – считает директор школы № 4 г. Нелидово Тверской обл. Сергей Погодин. – То же самое с 9-ми классами. От того, что в этом году 9-классники не сдавали экзамен, никто не пострадал».
Кстати, от обязательного экзамена по иностранным языкам, который все выпускники должны были сдавать с 2021 г. наряду с русским языком и математикой, Минпросвещения уже отказалось.