Как жила Россия 100 лет назад?
Продолжение. Начало в №№ 5, 6, 7
России достаточно университетов, но она «нуждается в открытии высших специальных заведений, а ещё больше в средних технических и сельскохозяйственных школах». Эта фраза принадлежит императору Николаю II. прошло 100 лет, и нашей стране снова не хватает инженеров и аграриев.
В начале 1913 г. общий бюджет народного просвещения в России достиг по тому времени колоссальной цифры - 0,5 млрд руб. золотом* (1,14 трлн современных рублей).
В 2016 г. расходы федерального бюджета РФ на образование составят 578 млрд руб.
Начальная школа
Земские (сельские) училища Министерства народного просвещения (МНП)
Обучение бесплатное.
Курс - 3-4 года
Предметы: основные - Закон Божий, чтение, письмо, арифметика. В школах с двумя классами - также история, география, естествоведение, церковное пение и черчение.
Читайте также: Путем просвещения. Как Екатерина II создала сеть публичных школ в России
Церковно-приходские школы
Курс - 3-4 года
Предметы: основные - Закон Божий, церковное пение, чтение, письмо, арифметика. В школах с двумя классами - также история.
Городские училища
Курс - 4 года
Предметы: Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, геометрия, черчение, рисование, история, география, естествоведение, физика, гимнастика.
Средняя школа
Классические гимназии
- Мужские
Курс - 8 лет
Предметы: Закон Божий, русский и церковнославянский языки, древние и иностранные языки, философия, математика, физика, история, география, природоведение, рисование, законоведение.
- Женские
Курс - 7 лет
Та же, но упрощённая программа, плюс рукоделие и педагогика.
- Реальные училища (с естественно-математическим уклоном)
Курс - 7 лет
Предметы: Закон Божий, русский и иностранный языки, география, история, математика, физика, естествоведение, рисование, черчение, чистописание, законоведение.
Высшая школа
В 2014-2015 гг. в РФ насчитывалось 950 вузов. Власти стремятся к сокращению их количества, закрытию неэффективных.
Читайте также: Школа Крупской, Форш и Блок. Чему учили женщин на Бестужевских курсах
Инфографика Анны Харитоновой
Уроки века
Реформа народного образования в России начала XX в. осталась незаконченной, но именно дореволюционная система сделала возможным научно-технический прорыв советского времени, считает историк и педагог Евгений Спицын.
Полчища неграмотных
- Развитие системы образования в Российской империи было последовательным и продолжалось на основе демократических принципов бессословности и всеобщности, установленных ещё в 1803 г. Тем не менее закон о всеобщем начальном обучении так и не вступил в силу - 6 июня 1912 г. его окончательно отклонил Государственный совет.
Принято считать (в том числе и в советской исторической науке), что основной вклад в рост числа грамотных людей в тогдашней России внесли земства, но это не так. Больше помогли просвещению церковно-приходские школы, которые неустанно создавал государственный деятель царствования Александра III, обер-прокурор Святейшего синода К. Победоносцев. Церковно-приходские школы любят называть «рассадниками мракобесия». Напрасно. Там дети учились не только грамоте, но главному - умению учиться, что помогало им дальше - в гимназии или реальном училище. При этом в указанный период население России росло очень быстро - на смену обученным приходили новые «полчища» неграмотных людей, поэтому число школ нужно было увеличивать быстро и намного.
Когда математики знали латынь
Россия отставала. К 1914 г. на 1000 человек населения учащихся приходилось: в России - 59, в Австрии - 143, в Великобритании - 152, в Германии - 175, в США - 213, во Франции - 148, в Японии - 146 человек. Тем не менее охват начальной школой детей 8-11 лет к 1914 г. составлял в целом по империи 30,1%, из них в городах - 46,6%, в сельской местности - 28,3% (см.: Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб, 1995). А по некоторым данным, в центральных губерниях и больших городах обучение детей школьного возраста было всеобщим.
Школа империи помогла воспитать учёных, инженеров и конструкторов, которые затем, в советское время, сделали множество открытий и изобретений. Гимназия предполагала изучение древнегреческого и латыни, давала сильную математическую подготовку. Математик читал по латыни, а филолог владел сведениями по естественным наукам. Классические гимназии обеспечивали возможность давать действительно высшее образование людям с широким кругозором, владевшим тремя древними и двумя-тремя новыми языками, знакомым с научной картиной мира.
Высшее образование развивалось так же интенсивно, как среднее и начальное, - к 1914-му насчитывалось 63 казённых, общественных, частных и ведомственных учебных заведения высшей школы, где обучались 123 532 студента (из них 71 379 - в государственных вузах). Студентов «своекоштных» и «казённокоштных» (то есть обучавшихся и живших за свой счёт и за счёт казны) было примерно поровну.
При этом целью дореволюционного образования была не экономика, а развитие гармоничной человеческой личности. Но, как бывает в таких случаях, бурное экономическое развитие страны стало «побочным результатом» создания школ, училищ и вузов.
* 1 золотой рубль приравнивался к 0,774235 г чистого золота и сегодня по курсу ЦБ стоил бы около 2282 руб.
Источники: Бразоль Б. «Царствование императора Николая II (1894-1917) в цифрах и фактах», статистико-документальный справочник «Россия 1913 год».
Благодарим за помощь в подготовке материала Григория Есаяна.