Примерное время чтения: 8 минут
17833

Когда рубль был золотым. Как развивалась наша промышленность 100 лет назад

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. Грипп не свиной, а нефтяной... 10/02/2016
Вид из Дорогомилова на товарищество ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера в Москве.
Вид из Дорогомилова на товарищество ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера в Москве. / Евгений Леонов / РИА Новости

Продолжение. Начало в № 5

В этом номере речь пойдёт о развитии промышленности и предпринимательства, строительстве железных дорог и уже зародившемся социальном законодательстве.

Рост промышленности

В период между 1890 и 1913 гг. производительность российской промышленности выросла в четыре раза. Её доходы не только почти сравнялись с поступлениями от земледелия — товары покрывали почти 4/5 внутреннего спроса на мануфактурные изделия.

 

Защита рабочих

Промышленное развитие вызвало быстрый рост числа фабрично-заводских рабочих. Нужно отметить, что законы, касающиеся охраны труда, были впервые изданы именно в России, ещё в XVIII веке, в царствование императрицы Екатерины II. В царствование Николая II были изданы законы для обеспечения безопасности рабочих в горнозаводской промышленности, на железных дорогах и предприятиях, особо опасных для жизни и здоровья, — например, на пороховых заводах.

Детский труд до 12-летнего возраста был запрещён, несовершеннолетним и женщинам не разрешали работать в ночную смену. Штрафы не должны были превышать одной трети зарплаты. В 1912 г. был принят закон о страховых выплатах по болезни, при рождении ребёнка и несчастных случаях. Рабочие союзы были признаны законом, забастовки разрешены.

Развитие предпринимательства

В течение 4 лет перед началом Первой мировой войны количество вновь учреждавшихся акционерных обществ возросло более чем в 2 раза, а вложенный в них капитал — почти в 4 раза.

 

Строительство железных дорог

В 1880-1917 гг. было построено 58,2 тыс. км железных дорог (1,6 тыс. км в год в среднем)

В 1916 г., то есть в самый разгар войны, Россия построила более 2 тыс. км железных дорог, которые соединили Северный Ледовитый океан (порт Романовск, ныне Мурманск) с центром России.

Накануне войны выплаты по внешнему и внутреннему госдолгу более чем на 4/5 были обеспечены доходами, которые получало государство от эксплуатации железных дорог.

Источник: Бразоль Б. «Царствование императора Николая II (1894-1917) в цифрах и фактах».

Русские железные дороги для пассажиров были самыми деш                            омфорта- бельными в мире. Поезд едет по Сибирской железной дороге.
Русские железные дороги для пассажиров были самыми дешёвыми и комфортабельными в мире. Поезд едет по Сибирской железной дороге. Фото: РИА Новости

Цена роста

Россия в начале XX в. совершила резкий рывок в промышленном развитии, но стала, как в наше время, прямо или косвенно принад­лежать иност­ранцам, утверждает ­Василий Симчера, экс-директор НИИ статистики Госстата, автор труда «Развитие экономики России за 100 лет».

Чугун, сталь, золото

— В начале ХХ в. Россия играла заметную роль в добывающей промышленности, производстве чугуна, стали, золота, пушнины, стройматериалов, военной техники, в машиностроении. По общему объёму технико-экономического развития страна находилась на 5-м месте в мире (после США, Германии, Великобритании и Франции). По объёму национального имущества (60,3 млр­д золотых рублей, а в США — 397,4 млрд в пересчёте на золотые рубли) тоже на 5-м месте (золотой рубль в России равнялся бумажному, а на внешнем рынке — 1,85 доллара США, бумажный был неконвертируемым. — Ред.). При этом по производству чугуна, стали, металлопроката, меди, золота, платины, паровозов, вагонов, зерна, сахара и ещё 27 ключевым показателям Россия входила в первую тройку стран мира. Сегодня по большинству позиций не входит и в десятку.

Промышленное производ­ство росло благодаря мерам царского правительства — отечественным промышленникам предоставляли льготы, ссуды и пособия. Металлургическим заводам казна щедро платила за железнодорожные рельсы. За первые 13 лет XX века объём производства вырос в стране почти вдвое, а внешней торговли — в 2,5 раза. По советам Витте и Менделеева Николай II в 1896 году ввёл существенные ограничения на экспорт сырой нефти — для развития отече­ственной нефтепереработки и машиностроения. Формировались крупные промышленные районы: Центральный, Уральский, Петербургский, Поволжский. Лишь в годы участия России в Первой мировой войне (1914-1917) показатели промышленного производства уменьшились, хотя отдельно взятые отрасли (военная техника, продовольствие, импорт), напротив, получили ускоренное развитие.

А деньги чьи?

Оборотной стороной ускорения была усиливавшаяся зависимость России от ино­странного (главным образом французского, бельгийского и британского) капитала. Витте и Столыпин хорохорились, но всё было не в порядке — экономике не хватало денег. Строительство железных дорог — кавказской, китайской — шло на иностранные кредиты. Даже деньги русских промышленников были заёмные. Иностранцы особенно охотно вкладывались в сырьевые отрасли. Так, Донбасс и бакинские нефтепромыслы фактически принадлежали британцам. В целом иностранцы владели, по крайней мере, 70% активов в сырьевой, тяжёлой и — в меньшей степени — в лёгкой промышленности. Эта зависимость стала причиной вовлечения России в ненужную ей мировую войну и последовавшего затем крушения империи.

Продолжение читайте в следующем номере «АиФ».

Благодарим за помощь в подготовке материала Григория Есаяна.

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах