В прошлом году несколько выпускников, не выдержав напряжения во время ЕГЭ, покончили жизнь самоубийством. А сколько ребят потеряли здоровье - никто и не считал. Как не допустить нервных срывов и трагедий перед ЕГЭ, «АиФ» рассказала Наталья Авдеева, профессор кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета.
Не внушайте страх
- Наталья Николаевна, родители и школа постоянно возлагают огромные надежды на итоги ЕГЭ - мол, от этого зависит вся дальнейшая жизнь...
- Всегда надо оставлять ребёнку перспективы на изменения, улучшения. Экзамен - это проба, испытание. Не последнее в его жизни. Настраивайте на то, что у него всё получится. А если что-то будет не так, как рассчитывал, то это не конец жизни. Наоборот, неудачный результат - повод для дальнейшего саморазвития. Это очень позитивные факторы для взрослеющего ребёнка. Ведь конечная цель родителей - сделать его самостоятельным, независимым. Нельзя внушать детям, что их ценность определяется оценками. Родители должны любить ребёнка таким, какой он есть, просто потому, что он их ребёнок. Он, какие бы двойки ни получал, должен быть уверен в том, что нужен родителям и они любят его.
Горе-победители?
- Как организовать подготовку в оставшиеся дни?
- Предложите ребёнку вместе разработать проект или бизнес-план подготовки (современных детей увлекает такой подход, слова «составить график» для них - прошлый век), сколько заданий надо выполнять в день, чтобы оставалось время на любимые занятия. Когда у ребёнка появится чувство, что он контролирует себя и может поставить цель и достичь результата, он перестанет волноваться. Ситуация станет предсказуемой и контролируемой. Но не родителями, что нежелательно, а самим ребёнком.
- Как напутствовать перед экзаменом?
- Наверное, стоит и режим ужесточить?
- Нет, этого делать нельзя. Ребёнок и так не в себе, а родители ещё ужесточают давление: «Почему ты так долго сидишь, почему не спишь?» Посочувствуйте, лишний раз подойдите и обнимите. Расскажите, как вы сдавали экзамены, чтобы он понял, что не один так переживает. Дети в этом возрасте склонны думать, что только у них всё плохо, что только у них проблемы.