Для одних школа – второй дом, для других – место, куда совсем не хочется приходить. Проблемы между молодым поколением и образовательными учреждениями появились не сегодня и вряд ли когда-нибудь исчезнут навсегда. Однако некоторые острые углы даже в таком непростом вопросе можно обойти, ведь педагогика не стоит на месте.
В этом родителям и самим детям помогла разобраться Ольга Холодова, почетный работник общего образования, учитель высшей категории, автор курса «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» впрямом эфире AIF.RU.
В первый раз в первый класс
Дина: – Добрый день. В сентябре моя дочь пойдет в первый класс. Как подготовить к школе ребёнка, Я имею в виду эмоционально-психологическую сторону. Как сделать поход в школу праздником, а не очередным стрессом для ребёнка? Спасибо.
Ольга Холодова: – Этот вопрос волнует большинство родителей, особенно сейчас, когда приближается период записи в первый класс. Бывает, что мама непоседы волнуется, как сын высидит целый день в школе, не будет ли конфликтов с учителем… Ребёнок-непоседа вертится тут же и слышит негативную информацию из уст мамы. Это не значит, что нужно говорить о школе только хорошее, но и нагнетать напряжение не следует.
Ребёнок должен чувствовать, что его любят таким, какой он есть, что родители всегда придут к нему на помощь. Ведь чтобы ребёнок легко вошел в школьную жизнь, с ним нужно до школы заниматься. Занятия должны быть такими, чтобы ребёнок почувствовал: они ему много дают. Если он видит, что вы серьезно относитесь к занятиям, что для вас это не повинность, то, желая вас порадовать, ребёнок будет заниматься охотно.
Если ребёнок не посещает дошкольное учреждение, его желательно отдать в центр подготовки к школе – чтобы он привык к коллективу, приучился общаться с другими ребятами, воспринимать информацию.
Светлана: – На что стоит обратить внимание при выборе начальной школы? Если нет возможности выбора школы, какую выбрать программу – традиционную или «модную»?
О. Х.: – В начальной школе самое большое внимание нужно уделить выбору не программы, а учителя. Нужно прислушаться к мнению родителей тех учеников, которые учились у этого человека. Ведь для малыша личность учителя играет огромную роль. Каким будет учитель, как будет общаться – это повлияет на всю остальную школьную жизнь.
Беденко Марк: – У меня смышлёная дочка 5 лет, кстати, поклонница Вашего курса подготовки к развитию познавательных способностей. Легко решает логические и математические задачи, но не любит читать. Считает, что чтение – это для папы. Как приохотить к чтению?
О. Х.: – Чаще всего родители пытаются заставить, говорят слово «надо». Но ведь ребёнок не понимает, кому он должен, что должен. Так только отвращение к чтению вырабатывается. Если спросить у любого взрослого человека, как он полюбил чтение, ответ будет: как-то полюбил и всё, никто не приучал. У каждого это приходит в свое время. Не нужно заставлять. Ребёнок должен сам почувствовать, что книга – его друг, что можно обратиться к книге, когда заняты родители, когда нужно получить информацию. Дошкольнику это не очень понятно.
Так что должна быть тактичная помощь со стороны родителей. Постарайтесь подобрать такие книги, где ребёнок не просто читал бы тексты, а, например, выполнял бы интересные задания. Приучить его к чтению можно только через игру. Тексты должны быть игровыми, с картинками, можно читать небольшие комиксы.
И ни в коем случае нельзя противопоставлять чтение другим приятным занятиям: «если хочешь поиграть в компьютер – сперва почитай». Тогда это будет выглядеть как плата за удовольствие.
Ирина: – Ольга Анатольевна, как вы относитесь к обучению в частной школе? Если у меня есть финансовая возможность, то не лучше ли мне отдать ребёнка в первый класс в частное учебное заведение или всё же лучше начать с общеобразовательного, с учетом того, что заканчивать школу мы планируем за рубежом?
О. Х.: – Все должно идти от ребёнка. Отличие частных школ – небольшое количество детей в классах. Для ребёнка эмоционально неустойчивого или с индивидуальной психикой, индивидуальными способностями частная школа лучше. Там учитель может больше внимания уделить каждому. Здесь вопрос скорее не о материальных возможностях семьи, а об индивидуальных способностях ребёнка.
Ура, время делать уроки!
Света Л: – Мы с мужем много работаем. Успеваем только проверять уроки с ребёнком. А играть – нет. Общение – только по выходным, да и то меньше, чем хотелось бы, потому что надо ещё успеть домашние дела сделать. Как педагог с большим опытом, подскажите, правы ли те, кто говорит, что можно уделять внимание детям немного, но качественно, и тогда все будет в порядке?
О. Х.: – Конечно, сейчас родители очень загружены, время такое. Но недаром говорится, что ребёнок получает два воспитания: одно дают родители, передавая свой опыт, другое, более важное, он получает сам. Если родители хотят, чтобы ребёнок вырос и умным, и способным, и развитым, они должны уделять огромное внимание занятиям с ним, разговорам. Даже если в силу занятости времени мало, его нужно проводить с пользой для ребёнка. Можно заниматься развивающими играми, можно просто беседовать с ребёнком, можно вместе почитать книгу. Если ребёнок будет видеть, что мама и папа вместе с ним с удовольствием читают книгу, значит это интересно. И в следующий раз он будет стремиться сам почитать родителям. Можно всё свободное время отводить ребёнку – и не на разборы неудач в школе, а для того, чтобы дать ему доброе и хорошее.
Валентина: – Хочу, чтоб ребёнок вырос самостоятельным и думающим. Если я буду помогать ему готовить уроки, он перестанет надеяться лишь на свои силы и начнёт получать двойки. Я правильно рассуждаю? Надо ли помогать ему в этом? И если да, то как, чтоб не навредить?
О. Х.: – Надо помнить о том, что семья – это тыл ребёнка. Что такое крепкий тыл, не нужно объяснять. И если мы хотим, чтобы ребёнок хорошо учился, ему нужно помогать. Но ребёнок должен чувствовать, что помощь вы оказываете не как повинность, а с целью его дальнейшего развития. Самостоятельность нужна, но контроль со стороны родителей должен быть ежедневным. Придет время, и ребёнок перестанет к вам обращаться. Не бойтесь его несамостоятельности.
Елена Наумова, 35 лет: – Здравствуйте, уважаемая Ольга Анатольевна. Название конференции звучит: «Как добиться хороших отметок?» А какую отметку считать хорошей? Если в начальной школе было реально иметь все пятёрки, то в старших классах это практически невозможно. У моей дочери в седьмом классе почти все четвёрки и одна тройка – я её ругаю и считаю это недостаточно хорошим уровнем. А она мне отвечает, что в четвёртом классе у них было семь круглых отличников, а сейчас за триместр выставили оценки – остался только один. Является ли оценка прямым показателем знаний и пятёрка – залогом успеха в будущем?
О. Х.: – Отметка и оценка – это несколько разные вещи. Наша 5-балльная система является не совсем точной, она не всегда дает объективную картину успешности ребёнка. Часто при переходе из начальной школы в среднюю дети испытывают много стрессов, успеваемость падает. Главное – смотреть не на то, какие отметки у ребёнка, а насколько глубоки его знания, нравится ли ребёнку заниматься. Любите его таким, какой он есть! Если вы отслеживаете успеваемость ребёнка, помогаете ему готовить задания, отвечаете на его вопросы – и видите, что ребёнок перестал понимать, значит этот предмет не усваивается и нужно искать причину. Часто причиной бывает переходный возраст: в шестом-седьмом классе обучение уже не на первом месте, появляются другие интересы, ребята понимают, что в жизни есть и другие интересные стороны.
Отметку всегда нужно воспринимать спокойно, пытаться разобраться, за что она поставлена. Попытайтесь разобраться, почему работа плохо выполнена. Если ребёнок объяснил, в чём дело, и вас устраивают его объяснения, бежать к учителю не нужно. Если же ситуация связана с учителем или с тем, что ребёнок не понимает предмета, тогда надо пойти к учителю, разобраться, спросить, как помочь. Но начинать всегда нужно с беседы с ребёнком.
Елена: – Ольга Анатольевна, добрый день. Дочь заканчивает 6 класс, и у нас появились проблемы: она перестала делать уроки. Все предыдущие страшилки, что, мол, двойку получишь, в институт не поступишь, перестали работать. Приходится каждый день проверять домашние задания и делать уроки вместе с дочерью, чего даже в первом классе не происходило. Как воодушевить ребёнка на учебу?
О. Х.: – Огромную роль в том, чтобы ребёнок хотел учиться, играет мотивация. Мы должны всячески стимулировать ребёнка. Всегда всё очень индивидуально. Это 6-7 класс, у ребёнка меняются приоритеты.
geroy: – В нашей школе ввели экономику, кажется, аж для младшеклассников. Теперь всех в министры финансов надумали готовить? Зачем это надо?
О. Х.: – Одна из важнейших задач школы – воспитание делового человека, личности с экономическим мышлением. Выпускники должны быть готовы к жизни. Если раньше эти проблемы искусственно отодвигались от школьника и ребёнок до самого выпуска оставался от них в стороне, то сегодня ученик должен уже сейчас знать, что такое потребности, ограниченность возможностей, представлять, что такое богатство, из каких источников оно складывается. Курс экономики для младших школьников позволяет развивать экономическое мышление и проявлять его в нравственно обоснованных для ребёнка условиях. Это подготовка для дальнейшего изучения экономики. Научные термины и понятия здесь вводятся только на понятном для школьника уровне, с привлечением героев мультфильмов, известных сказок. Дети на простых примерах знакомятся с ограниченностью ресурсов, понимают, почему не всегда родители могут купить то, что хочется. Учатся на примитивном уровне вести бюджет семьи. Это и полезно, и необходимо.
В каком темпе живёт ребёнок
Александр: – Сын учится во втором классе во вторую смену. Учиться ему нравится. Он очень подвижный и много интересуется техникой и природными явлениями. Материал усваивает, но в последнее время стал рассеянным. Везде всё забывает и теряет: за последние три месяца потерял сотовый телефон, ключи от дома, спортивную обувь, забывает взять в школу вторую обувь, тетради с выполненной домашней работой. В дневнике двойки в основном за забытые тетради. При выполнении домашней работы постоянно отвлекается на любой шорох в доме, любое слово. Такое впечатление, что ему интересно в этом мире сразу всё и он не может сосредоточиться на одном, даже на короткое время. Подскажите, как нам не стать двоечниками.
О. Х.: – Недаром перед началом школьной жизни стоит определить вообще ту мотивацию, с которой идет ребёнок в школу. Чтобы он не был забывчивым, это качество нужно воспитывать у него с самого раннего детства. Любое дело проявляется только в системе. Чтобы воспитать чувство ответственности, умение не забывать свои вещи, складывать свой портфель, надо начинать сызмальства: как только ребёнок научился ходить, приучайте его игрушечки свои убирать в определенное место. Это приучает ребёнка к самостоятельности и пониманию того, что есть вещи, которые ты должен делать всегда. А если иногда ребёнок что-то забывает, это не оттого, что он не хочет или ему лень, а просто у него такой темп деятельности.
Есть хороший тест, чтобы проверить этот темп. Он очень простой в выполнении. На листе бумаги нужно расчертить квадраты 4х4 см, всего шесть квадратов. Ещё потребуются часы с секундной стрелкой и карандаш. Вы должны показать ребёнку, что нужно заполнять квадраты слева направо и сверху вниз. Дальше вы кладете пред ним лист: «Ты должен представить, что ты дятел, стучи по листку бумаги». Рука ребёнка не должна опираться на стол. Он начинает стучать по команде «начали», на каждый квадрат по 5 секунд, затем следующий квадрат. После этого вы подсчитываете среднее количество точек в квадрате. Если 16 и меньше – ребёнок склонен выполнять занятия в медленном темпе, и заставлять его делать быстрее, помнить всё, что было – значит травмировать его психику. От 16 до 20 – средний темп работы, если больше 20 – может работать в быстром темпе. Этот тест даёт родителям возможность понаблюдать не только за темпом деятельности, но и за работоспособностью, выносливостью ребёнка. Если точки стоят в первом квадрате густо, а в последних редко, то ребёнок склонен к быстрому утомлению, ему нужны большие паузы в занятиях, работа должна быть построена без переутомления ребёнка.