С 2024 года Минобрнауки планирует ввести новые правила при поступлении в технические вузы. Всем будущим инженерам и программистам придется сдавать физику.
Русский — дополнительно
«Мы хотим принимать на инженерные направления только по математике, физике и информатике, а русский язык учитывать как дополнительный», — сообщил министр образования и науки РФ Валерий Фальков.
Ранее глава Минпросвещения Сергей Кравцов предложил установить для поступления на инженерные факультеты вузов три обязательных ЕГЭ, помимо русского языка. Предложение уже поддержали многие ректоры вузов, ведущими университетами по заданию Минобрнауки разработан проект концепции мероприятий по повышению физического образования в школе. Чиновников в образовании обеспокоило, что интерес к физике у школьников резко падает. И когда вместо нее на некоторые технические направления разрешили сдавать информатику, то многие выпускники воспользовались этой возможностью. В итоге у части из них возникли сложности с обучением на инженерных направлениях.
«В последние годы не растет либо сокращается количество школьников, которые выбирают физику в качестве ЕГЭ, — рассказала профессор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — Еще 3-4 года назад число выпускников, выбирающих информатику, было существенно ниже. Сейчас их стало в 2,5 раза больше тех, кто сдает физику. И когда вузы в регионах получили дополнительные бюджетные места на инженерные и технологические специальности, туда принимали в том числе ребят, у которых на самом деле обществознание было в качестве еще одного экзамена (плюс к русскому и математике). Так что даже те, кто не сдавал физику, был зачислен на инженерные направления. Однако таким ребятам очень тяжело осваивать программу университета. После 1-2 курса число отчислений довольно высокое».
Нередки ситуации, когда на технические направления на бюджетные места проходят ребята с низкими баллами по физике за счет более высоких баллов по русскому языку, ведь учитывается их общая сумма. Поэтому и возникло предложение не брать в общий зачет ЕГЭ по русскому при зачислении на инженерные направления.
Не перейти по стрелке
Однако проблема вовсе не в детях-лентяях, которые не хотят напрягаться и выучить сложный предмет. Профессор Российского государственного педагогического университета им. Герцена и замдиректора Президентского физико-математического лицея Сергей Рукшин считает, что причина незнания физики в недостаточном профессионализме школьных учителей. «Это и влияние того, что мы перешли на Болонскую систему. Вместо учителя, которого готовили пять, иногда и более, лет, мы превратили педвузы в педагогическое ПТУ — четыре года. Спасибо, что не докатились до учительских институтов, которые были до Отечественной войны, где учили два», — отмечает эксперт.
На качестве преподавания физики сказывается и огромная загруженность учителей, которые хватаются за дополнительные ставки, чтобы иметь достойную зарплату, занимаются репетиторством. «Учитель при такой нагрузке не может выполнять свою работу полноценно, — подтверждает ведущий научный сотрудник Карельского научного центра РАН, доктор физико-математических наук Александр Иванов. — Урок он проводит, делает замечания. Но он не работает персонально с каждым учеником. Не проверяет его домашние задания, не разъясняет его ошибки, не оставляет после уроков, чтобы объяснить что-то».
«На ту же мельницу снижения количества выпускников, готовых идти на инженерные и конструкторские специальности, льет воду профилизация, — продолжает Сергей Рукшин. — Если ты рано выберешь профиль, в котором нет физики (скажем, экономический или гуманитарный класс), то, даже изменив в старших классах свое мнение, уже не сможешь по стрелке перейти на другие рельсы и доучить физику. Наконец, сам статус профессии инженера сейчас невысок. Кто у нас богат и успешен? В понимании общества это нотариусы, юристы, адвокаты, политики, финансисты. А где пропаганда образов Сергея Павловича Королева, великих инженеров, конструкторов и т. д.?»
Эйнштейн был селебрити
А еще совсем недавно все было ровно наоборот.
«На волне очень мощного технического прогресса 1930-1940-х годов, и особенно в 1960-1970-е годы, отчасти в 1980-е, был очень сильный хайп на физику, говоря современным языком. Тема инженеров оказалась очень сильно перегрета, — считает кандидат педагогических наук, преподаватель физики Константин Зискин. — Атомная бомба, освоение космоса, новые вооружения… Физика была невероятно модная. Эйнштейн был вообще тогда селебрити настоящим. И вот на этой волне физика во всем мире была интересна».
Но потом наступили 1990-е, когда в России решили, что проще покупать технологии и сложные системы за рубежом взамен продажи ресурсов (да еще и зарабатывать барыши на посредничестве), чем создавать свои. Закрывались массово сложные производства, конструкторские бюро. К физике и инженерам все утратили интерес. Началась гуманитаризация образования. «Не то чтобы все хотели быть гуманитариями — имея такое образование, зарабатывать деньги очень сложно, — поясняет Зискин. — Но всем нужен диплом для устройства на работу. Раньше с дипломом историка можно было работать в ЦК КПСС, потом пойти в политтехнологи или пиарщики. Потом первого не стало, для вторых появилось специальное образование. Сейчас куда ты пойдешь работать с дипломом историка? Однако диплом гуманитарного вуза получить намного легче, чем технического. Всегда найдется вуз, куда можно поступить. Поэтому народ идет не за знаниями и не за профессией, а просто за легким дипломом. Но эта ситуация изменится. Существует огромное количество компаний в мире, в том числе всем известные, как Apple, Amazon и Microsoft, где при приеме на работу не требуют диплом — смотрят на профессиональные квалификации».
«Все учат закон Ома, а кто может починить розетку?»
И если общество быстро отреагировало на новые веяния, на кого перспективнее и выгоднее учиться, то курс школьной физики — нет.
«Советский курс физики для массовой средней школы формировался на волне ее популярности. Сегодня в таком виде физика всем не нужна, — убежден Зискин. — Кстати, на Западе в средней школе зачастую физика преподается не отдельно, а рамках предмета „естественные науки“, куда входят также биология и химия. А что у нас? Все дети в школе изучают электричество, закон Ома для полной цепи. А кто может дома починить сам розетку? Закон Бернулли тоже учат все, как вода течет, а кран в квартире редко кто отремонтировать может, потому что никто не понимает, как это работает. У нас все учатся физике, а в Америке не учатся, но запускают десятками тысяч спутники. Нужно не зубрить формулы закона Ньютона, а, например, обсуждать с детьми вопросы: почему облака не падают на землю; почему, если капнуть бензином в лужу, образуется радуга. И тогда это будет интересно и нужно всем. И тогда будет понятно, что физика — это не какое-то нечто, которым занимаются высоколобые люди, а то, что постоянно присутствует в моей жизни. И тогда, может быть, мы раскачаем интерес к этому».
Увы, даже те, кому физика нужна, интересна, кто хотел бы выбрать соответствующую профессию, качественных знаний получить не могут. По мнению педагога, в школах почти нет профессиональных учителей физики. «По моим наблюдениям, есть два типа учителей, — говорит Зискин. — Один тип — это те, кто по тем или иным причинам не стал серьезным ученым, оказался в школе. Такому человеку очень трудно найти общий язык с детьми. Он что-то сам себе у доски рассказывает — никто ничего не понимает. Второй тип учителей — тот, кто сам физику толком не знает, но как-то наловчился давать уроки. Поэтому нормальному ребенку деваться некуда. Одного он не понимает, а другой несет пургу. Конечно, существует небольшая прослойка учителей, которая физику понимает и может научить. Но их процентов десять».
Вот и получается. Одни не идут в физику, потому что ее не знают. А те, кто и мог бы научиться, часто тоже выбирают другое, потому что заработать деньги на физике сложнее, чем в торговле. Поэтому чиновникам следует начинать не с конца, то есть введения ЕГЭ, а с подготовки учителей, создания бесплатных кружков для школьников, где они могли бы заниматься экспериментами, техническим творчеством. Иначе мы будем не знания повышать, а все время снижать порог допустимого уровня образования, при котором одни троечники станут поступать в вузы. А мы потом летать на таких самолетах, покупать такие продукты, пользоваться такими телефонами.