Примерное время чтения: 8 минут
12002

Инженеры исчезают? Почему в ведущих вузах остались бюджетные места

/ Сергей Кузнецов / РИА Новости

Недобор составил сотни бюджетных мест, в основном на сложные инженерные специальности. В итоге официально объявили дополнительный набор. Подавать заявления разрешили до 25 августа, а последние приказы о зачислении выйдут 16 сентября. Притом что изначально по правилам приёма зачислить должны были 3 августа либо 9-го — если останутся места.

Aif.ru разбирался в причинах такого дефицита студентов.

Недоучили математике?

Как написали в телеграм-канале «Кипящий МИФИ», 5 из 10 университетов первой группы, входящих в программу «Приоритет-2030» (по сути выбранные в лидеры науки и исследований), недосчитались студентов: ТГУ, ТПУ, УрФУ, МГТУ, МФТИ. Недобор везде по инженерным специальностям. Авторы канала объясняют это тем, что просто некому было поступать: «На 250 тысяч бюджетных мест с профильной математикой всего 240 тысяч человек сдало её успешно. В сумме не более 190 тысяч человек сдавали физику и информатику. Указанные предметы не выбирают не только потому, что они не интересны, но и потому, что не хватает учителей, которые готовы обеспечить сдачу этих предметов на 70-100 баллов».

И хотя в конкурсе изначально было порой по 4-5 человек на место, на самом деле это были одни и те же люди (по правилам приёма один человек может подавать заявления на конкурс в пять вузов одновременно), которые потом выбрали один вуз.

То же самое подтверждают и в приёмной комиссии Уральского федерального университета (Екатеринбург).

«С каждым годом сокращается количество школьников, сдающих физику и особенно химию в форме ЕГЭ, — рассказали в пресс-службе УрФУ. — В этом году особенно проблемной оказалась профильная математика — около 10 тысяч не сдавших. Кроме того, в последние годы активно продвигались ИТ-направления: увеличивалось количество бюджетных мест, велась активная реклама. В этом году добавились льготы (отсрочка от армии, трудоустройство) именно для айтишников. Наконец, сейчас вузы дают выбор абитуриенту, по каким именно предметам можно предоставить баллы ЕГЭ на одну и ту же специальность. Например, математика — обязательный, а физика или информатика — на выбор. В итоге даже сдавшие физику часто выбирали ИТ-направления. Причем готовы были поступить на них по контракту, предпочитая их бюджетным местам по машиностроению или электроэнергетике».

На момент зачисления в УрФУ 337 бюджетных мест оказались незаполненными. Это почти сплошь инженеры, в том числе специалисты по химической технологии, энергетике. По 1-2 местам остались на направлении естественных наук, в частности, по астрономии. Правда, пустовали они недолго. Абитуриенты быстро сориентировались и переподали документы на оставшиеся места.

Выпускники остались дома

В этом году 73% бюджетных мест в вузах было отдано регионам. Казалось бы, места должны были остаться в каких-нибудь заштатных региональных вузах. Однако недобор коснулся и некоторых ведущих университетов.

«Кипящий МИФИ» объясняет это тем, что многие из тех, кто мог бы пройти в ведущие университеты Москвы, Питера, Томска, Новосибирска побоялись подавать документы и пошли в местные университеты, куда гарантированно проходили. Кроме того, оставаться дома многих вынуждает сложная экономическая ситуация, ведь в другом городе нужны деньги на проживание. А невысокие зарплаты инженеров пока тоже немногих влекут.

Ректор Московского политехнического университета Владимир Миклушевский считает, что для исправления ситуации и привлечения выпускников школ на инженерные направления важно уделить особое внимание подготовке ребят и профориентации. Это могут быть уроки в школах от вузовских преподавателей, повышение квалификации школьных преподавателей в вузах.

По такому пути как раз пошли в Дальневосточном федеральном университете. Вузу сразу удалось закрыть все 748 бюджетных мест по инженерным направлениям.

«Проходной балл на бюджет практически по всем инженерным направлениям подготовки вырос по сравнению с прошлым годом, — поделился директор департамента по работе с абитуриентами ДВФУ Михаил Компанец. — В течение года мы вели системную работу для популяризации приоритетных образовательных направлений. В рамках приемной кампании мы проводили онлайн день открытых дверей и лекции, рассказывали об перспективных инженерных специальностях, организовывали экскурсии в лабораториях университета для школьников и их родителей. Кроме того, мы тесно работаем с индустриальными компаниями и совместно разрабатываем практико-ориентированные образовательные программы».

«Пусть меня научат»

В университетах ссылаются на то, что детей плохо учат в школах математике и физике. А потом и брать на технические специальности физически некого порой.

«Такова реальность, что интерес к школьной математике у детей падает, — подтверждает доктор физико-математических наук, академик РАН Алексей Семёнов. — Школьная математика, так же как и математика, которая требуется на младших курсах технических вузов, не имеет отношения к реальной жизни, к задачам, которые приходится решать. Учат решать задачи сами по себе вместо того, чтобы решать новые интересные задачки из жизни. Это есть традиция. Противоречие традиции и жизни приводит к такому результату. Да и с айтишниками не всё так радужно. Курс информатики в школе маленький. И тоже часто не учат детей думать, а учат каким-то механическим вещам».

Академик называет и другую причину снижения мотивации поступления в вузы на инженерные направления. Инженерия в советское время занимала другое положение в обществе, чем инженерия сегодня.

Однако эксперт считает, что ничего особенно катастрофического нет, если в вузы приходят дети, слабо подготовленные по математике, и их приходится доучивать. «Не надо думать, что это такая проблема. Если пришли слабые дети, пусть кафедра общей математики детей этому и учит. Той математике, которую считает нужной. Дети поймут, как устроена правильная математика — от качественных профессоров, а не от не очень профессиональных школьных учителей. Просто примите реальность, как она есть, и в этой реальности работайте, достигайте результатов, которых вы можете достичь. А дальше подумайте, нужны ли действительно те или иные математические знания, которые вы от них требуете. Или нужно использовать, например, математические модели, которые есть в компьютере. И просто обучить детей понимать, как эти модели работают».

Естественный процесс

Тем не менее ситуация не такая уж критическая. По результатам зачисления в одну волну закрыли 97,5% мест. В прошлом году этот показатель был 94%.

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Алексей Демидов считает, что говорить о провальном наборе и более низком уровне абитуриентов неправильно. «Если сравнивать последние годы приемных кампаний, то и раньше не все вузы на конкретную дату набирали 100%-ное количество бюджетных мест, — поясняет эксперт. — И никто не делал трагедии. Тем более эти незаполненные места нередко составляют 1-2%. Возможно, не все абитуриенты могли сразу разобраться в приоритетах и верно подать документы. Многие пользовались онлайн-сервисом поступления на Госуслугам. И не все успели подать своевременно согласия онлайн, например — это тоже нельзя исключать».

Алексей Демидов подчёркивает, что изменение интереса абитуриентов в сторону ИТ-специальностей — нормальный процесс. То, что сейчас многие захотели пойти на ИТ, и часть сдающих физику сократилась, тоже естественно. В следующие годы маятник может качнуться в другую сторону.

«Даже если понизился средний балл ЕГЭ, скажем, по физике, — это тоже не свидетельствует однозначно, что меньшее количество людей готово к поступлению, — отмечает ректор. — Могли быть более сложные задания, что привело к снижению общего среднего балла. Делать выводы о подготовке абитуриентов мы можем после первого семестра. Так что никакого провального набора я не вижу».

Оцените материал
Оставить комментарий (6)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах