Раскрыть таланты каждого
Все родители рано или поздно задают себе вопрос: в какой области скрыты таланты его ребёнка? Если дитя уже в 5-м классе твёрдо решает стать врачом или военным, то все вокруг одобрительно кивают: вот молодец, какой толковый мальчик (или девочка). Но таких детей - единицы. Многие старшеклассники не могут понять, куда им податься - в технари или гуманитарии. Более того, даже мудрёные психологические тесты в этом вопросе не помощники. Другое дело - современная московская школа с профильным образованием по самым разным направлениям - от физики до спорта - вполне может решить этот вопрос.
Из школы в вуз
Тут наверняка многие возразят: ну так и раньше были школы с углублённым изучением отдельных предметов, что изменилось-то? Всё!
«Подход к профильному обучению поменялся принципиально, - уверен Максим Иванцов, директор школы № 814. - Лет 10-15 назад, если ребёнок поступал, скажем, в математический класс, это означало лишь то, что у него будет не три урока математики в неделю, а пять. Сейчас не только увеличиваются часы на углублённое изучение предмета, но и создаются новые образовательные программы. Добавляются новые формы обучения - работа с источником информации, проектная и групповая деятельность. Даже название уроков говорит само за себя. К примеру, вместо информатики теперь - архитектура компьютерных систем. У ребят появилась возможность не только изучать науки в школе, но и почувствовать себя в роли студентов вузов: слушать лекции ведущих профессоров, участвовать в мастер-классах престижных университетов. В частности, в рамках программы «Медицинские классы» Департамента образования Москвы наши дети из химико-биологических или медицинских классов имеют возможность посещать практические занятия прямо на базе медицинских вузов. Ученики, углублённо изучающие физику, могут общаться посредством видеосеминаров с учёными из Европейской организации по ядерной энергетике (CERN) со штаб-квартирой в Женеве. А это, согласитесь, совсем иной уровень образования.
Но самое главное в другом. Раньше «углублёнка» была нацелена на получение неких измеримых количественных результатов. Проще говоря, чтобы дети успешно сдали экзамены по профильным предметам и таким образом дали положительную статистику школе. Сейчас мы смотрим на профильное обучение как на некий ресурс развития наших выпускников. То есть со сдачей ЕГЭ у них всё не заканчивается, а только начинается».
Более того, благодаря тому что столичные школы объединились в большие комплексы, многие из них имеют возможность предложить старшеклассникам совершенно немыслимый выбор направлений профильного обучения - до 7-9 (плюс разнообразные программы дополнительного образования по каждому профилю), где каждый может найти себя. «Среди профилей есть даже физкультурный или спортивно-оздоровительный, - продолжает М. Иванцов. - И дети, которые не очень успешны в науках, но одарены как спортсмены, могут совершенно спокойно продолжать обучение. И они будут ковать свои спортивные победы на базе наших школ. Поэтому я глубоко убеждён, что сегодня универсальные, так называемые общеобразовательные классы должны уйти в прошлое. Таланты есть у всех детей, их нужно уметь распознать и развить».
Тест на испуг?
Как проходит отбор в профильные классы? Обычно учитывается средний балл аттестата, особенно по профильным предметам, и результаты сдачи Основного государственного экзамена (ОГЭ). А вот тестирование не практикуется. «Мы ведь принимаем в профильные классы не только детей из наших школ, которых хорошо знаем. Подвергать новичков тестированию - значит автоматически ставить в неравные условия с нашими учениками», - поясняет М. Иванцов.
«Тестирование для отбора детей - это самая большая гадость, которая только может быть, - ещё более категоричен Илья Бронштейн, директор школы № 1371. - Тест ничегошеньки не покажет, кроме степени испуганности ребёнка. Поэтому мы, например, не ограничиваем доступ детей в классы с углублённым
изучением предметов. Если есть свободные места, то по заявлению родителей принимаем всех желающих. А дальше уже через пару месяцев нахождения ребёнка в среде с углублённым изучением предмета становится понятно, есть ли у него склонности. Никакими тестами эти способности не выявишь. Если ребёнок занимается успешно и у него ещё хватает времени и сил, чтобы проявить себя в других сферах, нет отторжения и снижения мотивации к учёбе (это самое главное!), значит, выбор правильный. Если ребёнок не получает удовольствия от учёбы, ему сложно и трудно, ухудшается самочувствие, значит, ему вместе с родителями надо подумать о переходе на другой профиль».
Как сделать выбор?
К слову, подумать, куда податься, можно не только в 9-м классе, а намного раньше. Во многих московских школах сегодня реализуется предпрофильная подготовка.
«Спецкурс «Знакомство с миром профессий» у нас начинается для детей старшей группы детского сада, то есть с 5 лет, - продолжает М. Иванцов. - А с 8-го класса появляется предпрофильная подготовка по крупным направлениям - гуманитарное, естественнонаучное и техническое. Ребёнок может в эти два пробных года понять, что ему по душе, и после 9-го класса выбрать более узкую специализацию. Например, в том же гуманитарном направлении - социально-экономический профиль или филологический. Я убеждён, что осознанный выбор будущей профессии ребёнок может сделать не раньше 14 лет. Кроме того, определиться детям помогают школьные психологи».
Но если ребёнку нравится заниматься математикой, в какой класс ему пойти - физико-математический, инженерный или экономический? Да и мнение школьных учителей не всегда бывает объективно.
«Если вам трудно сделать выбор самостоятельно, можно обратиться в Московский центр качества образования, - советует Любовь Самборская, заместитель председателя экспертно-консультативного совета родительской общественности Департамента образования Москвы. - Специалисты проведут независимую оценку уровня знаний ребёнка по любому предмету, посмотрят, какие интересы и склонности у него преобладают, и дадут рекомендацию».
Инженеры, медики, офицеры
Созидать, а не болтать
В этом году Департамент образования Москвы инициировал создание в столичных школах инженерных и медицинских классов. Все оснащены специализированным оборудованием (в частности, есть кбаинеты робототехники) и работают в тесном сотрудничестве с вузами. Также с прошлого года в столице активно развивается кадетство.
Растёт интерес детей и к военной карьере.
«В нашей школе введение кадетских классов получило такой отклик со стороны детей и взрослых, что мы пошли навстречу пожеланиям родителей и начали обучать детей по военно-патриотическому профилю со 2-го класса начальной школы, - делится Лариса Валишина, директор гимназии № 2072. - Кстати, в кадетских классах с удовольствием учатся и девочки, приходят ребята из других школ. Благодаря такому профилю мы решаем сразу несколько образовательных и воспитательных задач. С одной стороны, удовлетворяем запросы семей, с другой - занимаем детей нужным и полезным делом, вытаскиваем с улицы. Надо сказать, что классы эти достаточно непростые: не всем ребятам даётся успешная учёба, кто-то недополучает внимания со стороны родителей, потому что те вынуждены много работать, или живёт в не совсем благополучной семье. К слову, если ребёнок учится в кадетском классе, то группа продлённого дня родителям уже не нужна - дети по вечерам под присмотром. С кадетами занимаются кадровые офицеры-воспитатели.
Школу по этому направлению курируют военные академии, МВД, ветеранские организации. Столичным Департаментом образования выделяется целевая субсидия на бесплатную форму кадетам начиная с 7-го класса, а для более младших учеников школа покупает форму на свои внебюджетные средства. В прошлом году наши ребята участвовали в параде Победы на Поклонной горе, в Первом кадетском форуме в Кремле - так что теперь все ходят гордые и счастливые с медалями. Более старшие ребята регулярно ездят на военные сборы».
«Кадетское образование как форма подготовки выпускников школ к военной и государственной службе в столице реализуется в соответствии со ст. 86 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ), - говорит Алла Плахова, директор школы № 2129, где тоже есть и пользуются популярностью кадетские классы. - Наша миссия - опираясь на традиции, воспитывать лидеров и будущий цвет нации: высокообразованных, целеустремлённых, физически, духовно и культурно развитых, нравственно воспитанных юношей и девушек с высоким уровнем мотивации к служению Отечеству».
С языком - хоть в Кембридж
Однако многих детей, как и прежде, увлекает изучение иностранных языков.
«Сегодня в этом учителям помогают электронные учебники, возможность общаться с носителями языка, живущими в других странах, благодаря видеоконференциям, - рассказывает И. Бронштейн. - Наша школа № 1371 - с углублённым изучением английского языка. Особенность в том, что помимо изучения иностранных языков по углублённой программе дети сегодня могут заниматься дополнительно подготовкой к международным кембриджским экзаменам по английскому языку. После успешной сдачи таких экзаменов наши ученики получают сертификат, который действует пожизненно и является условием для поступления в 571 университет мира и работы более чем в 1200 международных корпорациях. Так что это очень хорошее подспорье в дальнейшем образовании и карьере выпускника.
Какие языки сегодня выбирают дети, кроме английского? Востребованы немецкий и французский. Интерес ко второму у многих семей растёт, и это связано с интересами российских компаний в Африке, а она вся говорит на французском. Следующий по популярности после этой пары - испанский. И далее примерно равнозначны китайский, итальянский, португальский и арабский языки.
Очень важный момент - подготовка преподавателей. Учитель английского языка - это человек, который всегда может заработать вне школы - в коммерческих компаниях или заниматься репетиторством. Но сегодня московская школа может себе позволить пригласить на достойную заработную плату серьёзного учителя английского. Да, это стоит дорого. Но экономить на качественном образовании молодого поколения - значит лишать себя будущего».