Юлия Борта, АиФ.ru: В прошлом году в Кировской области закрылось несколько сельских школ. А по стране таких десятки и сотни за последние годы...
— Да, за мою 17-летнюю практику работы в школе я видела закрытие нескольких сельских школ в нашем районе и как следствие — умирание оставшегося без образовательного учреждения села. Школа в селе — больше, чем просто место, где учатся дети. Она — центр жизни. Сам факт закрытия очень неприятный для каждого сельчанина вне зависимости от того, есть у него дети-школьники или нет, и тяжело переживается жителями. Видя такое отношение к сёлам местных чиновников, родители с детьми, следуя некоему внутреннему инстинкту защиты рода, уезжают из посёлка, поясняя: а что тут искать, чего ждать от такой власти? А когда на селе не остаётся и школы, то искать действительно нечего.
Да, наверное, есть какая-то экономическая целесообразность в оптимизации. Но должен быть и здравый смысл. Я боюсь, когда экономисты от образования рапортуют: «Ура! Оптимизировали! Сэкономили!» Хочется спросить: на чём? На детстве? На своём будущем?
Но, знаете, не всё так мрачно. Недавно в нашей области в маленьком посёлке, таком же, как у нас, открылась новая школа. Открываются детские сады.
— Некоторые считают, что в сельских школах образование хуже, чем в городе...
— Я категорически против мнения, что школа даёт некачественное образование только потому, что она сельская и малокомплектная. Например, в нашей поселковой школе 90 учеников, в классах от 6 до 13 детей. Ежегодно наши дети поступают в вузы. У нас регулярно есть стобалльники по ЕГЭ. То есть наши дети ничем не уступают ученикам из крупных городских школ и выдерживают с ними конкуренцию.
— Говорят, что современные дети не хотят учиться, потому что не понимают, зачем им все эти формулы...
— Ребята с разной мотивацией были всегда. Есть настроенные учёбу, потому что понимают, что с этим связано их будущее. Но есть категория детей, которых надо убеждать, что учиться необходимо. Чаще всего это вина семьи, где растет ребёнок. По моему опыту, это чаще всего дети из неблагополучных семей.
— На зарплату сельского учителя можно прожить?
— Безусловно, мы получаем меньше городских коллег. Зарплата, конечно, не слишком устраивает, хотя и есть некоторые льготы. Плюс к этому, активные учителя могут заработать больше — на подготовке детей к олимпиадам, есть губернаторские премии. Условия проживания в сельской местности, разрушение сельской инфраструктуры — это, наверное, главные причины того, что происходит отток учителей из сельских школ. Надо думать о поддержке сёл и деревень в целом, чтобы туда приходили учителя. Чтобы решить проблему с кадрами (в нашей школе нет психолога, логопеда-дефектолога), пытаемся мотивировать некоторых наших учеников на поступление в педагогические вузы и надеемся, что они вернутся в родное село, в свою школу.