Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.
Известно, что дежавю (предпочтительное написание слитно) – это состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации, подобном месте. У нас в языке не было отдельного слова для этого явления, поэтому оно очень удобно заимствовалось из французского – от déjà vu (уже виденное).
Например, до сих пор сложно сказать, склонять ли слово Твиттер, и вообще можно ли его писать кириллицей. Да, к этому, похоже, всё идет, но когда слово определится – сказать сложно. Мы спокойно склоняем интернет, памперс и унитаз (бывший, между прочим, изначально названием марки Unitas – ничем не хуже Internet и Pampers), пишем их со строчной буквы и кириллицей. Но если нужно написать «Инстаграм», то определенности пока нет: уже можно с маленькой? Наверное, пока нет. Склонять? Скорее, уже можно. Значит, писать кириллицей? Но нет, кто-то продолжает писать Instagram и сбивает нас с толку.
Итак, в русском языке слово дежавю обозначает состояние и не склоняется. Несмотря на то, что у нас оно ведет себя как имя существительное, оно также очень близко к нашим частям речи, таким как наречие и слова категории состояния. Они тоже неизменяемы и чаще всего пишутся слитно. Кроме того, поскольку слово пришло в русский язык и стало вести себя морфологически как цельная часть речи, сочетание с предлогом исключено.
Несмотря на то, что и написание дежа вю могло прижиться, мы все же приняли дежавю. Такое написание рекомендует и В.В. Лопатин, на «Правила русской орфографии и пунктуации» которого обычно ссылаются как на самый авторитетный из современных источников.