И это далеко не все возможности класса будущего и московской электронной школы.
Как впустить в кабинет Петра Великого?
Похоже, столичное образование задалось целью заманить детей в школы и... уже не отпустить. Это раньше подростки клянчили у родителей телефоны, планшеты и приставки, приносили их в классы, хвастались перед одноклассниками и интересно проводили с ними время на перемене, а то и на уроке.
Разнообразие технических новинок, которые сегодня могут быть применены в образовании, поражает воображение. Например, технология дополненной реальности позволяет впустить в класс Петра I и других исторических персонажей или лесных животных, к которым можно прикоснуться, и те отреагируют. Наглядные модели уже первоклассникам позволяют понять, откуда берётся электрический ток, от чего зависит яркость лампочки, как регулировать напряжение, сколько мощности генерирует человек в сравнении с такой единицей, как лошадиная сила, а это непростые разделы физики 8-9-х классов.
3D-урок в 3D-классе
Если вы зашли в школу и навстречу вылетают дроны, а по коридорам вместе с детьми бегают роботы - не пугайтесь. Это нормальная часть учебного процесса. Робототехнические конструкторы - самый эффективный способ обучать школьников одновременно математике, программированию и инженерии и помочь им осознать, какая польза от школьных наук в реальной жизни, где и как их можно применять. Причём язык программирования, управляющий этими роботами, могут осваивать дети с 6 лет.
Те, кого дроны не испугают и они решатся заглянуть в класс, изумятся ещё больше. Например, 3D-урок биологии. «Основной недостаток микроскопа - это плоское изображение, которое не позволяет увидеть, как устроена поверхность, к примеру, листа растения, а также представить себе движение цитоплазмы или как протекает процесс фотосинтеза - образование глюкозы из углекислого газа. Обычно процесс образования глюкозы в растениях (очень сложная тема) мы объясняем в подробностях студентам. Объёмные технологии позволяют нам донести это до школьников», - поясняет журналистам учитель биологии.
Ну а чтобы окончательно поразить случайно зашедшего в школу родителя, ему продемонстрируют разноцветные кресла на колёсиках со встроенным столиком для планшета, систему усиления звука с микрофоном (учителя или ученика должно быть слышно в любой точке класса), мягкую зону с пуфиками, маркерную стену, на которой можно рисовать, оставлять друг другу сообщения, и систему видеоконференц-связи.
Она подходит для удалённого обучения. «Одна из задач, которая стоит перед московским образованием, - дать возможность лучшим учителям транслировать свои подходы, знания и умения как можно большему числу детей, - уверен руководитель проекта «Техносфера современной школы» Дмитрий Ямпольский. - Учитель может вести урок из другого класса, города, страны. Или же занятие в режиме реального времени может смотреть дома заболевший ребёнок».
Облачное хранилище учебников
Мегапроект города в образовании - «Московская электронная школа». С виду это обычная интерактивная панель, но наполненная особым содержанием, которое хранится в «облаке». Оно включает электронные учебники, а также всевозможные материалы к урокам - тексты, картинки, аудио- и видеофайлы. Но самое главное в другом. С помощью этой технологии любой преподаватель может создать свой собственный урок, загрузив необходимые данные, а если сочтёт его интересным для коллег - выложит в общий доступ. Причём в таких уроках можно легко совмещать математику с географией, биологией, историей. Московские учителя создали уже 36 тыс. сценариев таких уроков. Они сильно экономят время педагогов при подготовке к занятиям, позволяя использовать освободившиеся часы для отдыха или саморазвития. И всё это интегрировано с электронным журналом и дневником. Не говоря уже о том, что класс можно избавить от громоздких шкафов с учебными пособиями (потому что всё необходимое для уроков будет храниться в электронном виде) и освободить пространство для детей.
«Предварительные исследования качества обучения после введения в практику системы «Московской электронной школы» показали, что успеваемость детей повышается на 15%. Сейчас интернет-платформа установлена в 6 школах, а до конца 2018 г. она появится в каждом классе московских школ», - добавил Д. Ямпольский.
Вместо парт - мешки
«Задача учителя и школы - мотивировать ребёнка к обучению, - считает директор Московского центра технологической модернизации образования Александр Добряков. - Ведь что происходит? Когда ребёнок маленький, он интересуется всем: дайте посмотреть, можно ли это разобрать? А потом интерес к учёбе пропадает. Куда он девается? Школа его отбивает. Как строился (да и сейчас нередко строится) традиционный урок: ученик должен сидеть и слушать учителя. Преподаватели для ученика долгие годы были единственными источниками знаний. Сегодня ситуация изменилась. Источников знаний вокруг - миллион. Я знаю семью, где ребёнок сам стал учить немецкий язык. У него на компьютере стояла игрушка, которая однажды «слетела» и он никак не мог связаться с техподдержкой - там говорили только по-немецки. Пришлось ему осваивать язык. Когда потом семья приехала в Германию, выяснилось, что ребёнок знает азы немецкого. Что часто можно увидеть на уроке: учитель замечает какое-то движение или шум в классе и спрашивает: «Так, Вася, ты что там делаешь?» - «Ничего!» - «Молодец». Но это же смешно! Разве можно чему-то научиться, молча слушая и ничего не делая? А если вместо парт и стульев мешки лежат? Это уже занятнее. Когда интересно, ребёнок будет учиться. Если нет - предстоит заинтересовать».
Тир на перемене
Каждая школа Москвы - самостоятельное предприятие с большим бюджетом. И это позволяет ей самой выбирать то оборудование, которое необходимо для обучения детей.
«В нашей школе со следующего года открываются кадетские классы. Поэтому мы запланировали разместить электронный тир (сегодня с помощью такой технологии ребята могут сдавать нормативы ГТО по стрельбе из винтовки или пистолета. - Ред.). Благодаря новым технологиям можно не только качественно изменить сам урок, но и оборудовать зоны отдыха. Например, установить на стене шахматную доску с магнитными фигурами. Мой сын так заинтересовался шахматами в школе, что попросил купить домой. А вслед за ним и вся семья увлеклась игрой», - поделилась с «АиФ» директор школы № 1374 Маргарита Бриткевич.
Понятно, что дети все школьные гаджеты принимают на ура, осваивая их моментально. Молодые учителя тоже начинают активно работать с технологическими новинками. Учителей старшего возраста они не так сильно влекут. Однако есть и исключения. В лицее № 1571 75-летняя учительница не только сама научилась работать с новой интернет-платформой, но и вовлекла ребят - вместе они создали с помощью «Московской электронной школы» несколько проектных работ.
«Мы живём в другое время. Сейчас невозможно учить, не обучаясь самому», - замечает директор гимназии № 1592 Антон Богданов.
Менять архитектуру школ и школьных классов призвала вице-премьер Ольга Голодец. Прямоугольные помещения, по её мнению, где дети сидят рядами затылок друг другу, морально устарели.
«Важно, чтобы учитель мог в зависимости от учебной задачи расставлять парты по-разному - для групповой работы, коллективной, индивидуальной, - считает директор школы № 1637 Наталья Зуева. - Новая мобильная мебель позволяет переоборудовать учебные зоны так, чтобы ребята могли обучаться эффективнее. Мы живём в век информационных технологий. Чтобы школа оставалась нескучной для детей, она должна успевать за новыми веяниями, а учитель - быть носителем всего нового и интересного для детей».