Министр науки и высшего образования Валерий Фальков выступил в Госдуме с докладом о ситуации в высшем образовании.
В чём реальные достижения нового министерства? Какие проблемы нужно срочно решать?
Отталкиваясь от основных тезисов выступления министра, рассуждает 1-й зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.
— Безусловно, у нового министерства уже есть достижения.
Бюджетных мест в вузах стало больше. В этом году согласно поручению президента дополнительно на 11,5 тыс. увеличено число бюджетных мест в вузах. Однако их количество всё равно меньше, чем было в 2016 г. Ведь несколько лет подряд бесплатные места сокращали. Причём министр отметил, что бюджетный набор составит 60% от выпускников школ. Эта цифра, мягко говоря, лукавая. Чуть более половины детей после 9-го класса, боясь ЕГЭ, идут в систему профобразования. Большинство тех, кто окончил колледжи, тоже идут в вузы.
Доступнее стал образовательный кредит. Процент по кредиту на обучение снижен до 3%, срок погашения до 15 лет. Тем самым мы приблизились к показателям стран Запада. В странах с социальной моделью экономики (Германия, Франция) 80–90% студентов учатся за счёт бюджета. Россия по Конституции социальное государство. Но по образованию этого не скажешь.
Негосударственные вузы получили поддержку. Министр не упомянул об этом на выступлении в Госдуме, но министерству удалось включить негосударственные учебные заведения в число наиболее пострадавших от пандемии. Это дало им возможность получать льготные кредиты, в том числе на оплату труда сотрудников.
Пять бед — один ответ?
Существуют системные проблемы российского образования, которые появились не при этом министерстве, не при этом правительстве. И главная проблема у всех — деньги.
Недофинансирование науки и высшего образования. По данным Мирового банка, Россия занимает 98-е место в мире по доле ВВП на образование. При этом, если верить международным докладам о развитии человека, РФ по качеству образования в первой тридцатке. Наши педагоги работают лучше, чем оплачивается их труд. Более того, по данным Высшей школы экономики, наибольшее финансирование образования было в 2012 г. В 2020 г. сумма выделенных средств больше, а их покупательная способность в реальных деньгах меньше.
Согласно указам президента от 2012 и 2016 гг., финансирование науки в РФ должно составить 1,77% ВВП. В том числе за счёт федерального бюджета — 1%. В итоге в 2020 г. из федерального бюджета предполагается выделить 0,44%, в 2021 г. 0,43%, в 2022 г. — 0,42%. В два с лишним раза меньше, чем требуется по указу президента.
Сколько заплатят преподавателям
Оплата труда преподавателей и ректоров должна стать более справедливой. Министр предложил привязать стимулирующие выплаты ректорам к количеству преподавателей, которые реально получают зарплаты на уровне двух средних по региону (без учёта зарплат управленцев). Решение правильное, но паллиативное. Без увеличения финансирования образования проблему с заработной платой в вузах не решить.
Бюрократизация образования. По данным Комитета Госдумы прошлого созыва, каждое российское учебное заведение в среднем заполняет в год более 300 отчётов по 12 тыс. показателей. По подсчётам экспертов, 20% бюрократизации идёт от профильного ведомства, а 80% — от других. По словам ректора одного из вузов Москвы, помимо Рособрнадзора их проверяют ещё 18 организаций. Работать некогда.
Развитие новых технологий. Министр В. Фальков отметил, что дистанционное обучение в России удалось. Однако у аудиторов Счётной палаты другое мнение: значительная часть занятий не состоялась либо проводилась не совсем качественно. По оценкам питерских экспертов, чтобы подготовить час лекции с презентацией, нужно потратить 25 часов. Никто им ничего за это не доплатил. Плюс в России не оказалось своих платформ для электронного обучения.
Социальная поддержка студентов. В СССР было 219 бюджетных студентов на 10 тыс. населения. Сейчас меньше 130. Бесплатно в вузах учатся 40% студентов. Мы неоднократно предлагали законопроект, направленный на увеличение числа бюджетных студентов. В советский период, когда я учился, стипендия обычного студента вуза и учащегося ПТУ составляла 80% от прожиточного минимума, в техникуме 60%. Сейчас стипендия студента вуза равна примерно 14% прожиточного минимума, учащегося колледжа — 5%. Это не может не сказаться на качестве образования. Прежде студент учился и подрабатывал, теперь сплошь и рядом работает и подучивается.
Кстати
Минобрнауки изменило правила поступления в вузы с 2021–2022 г.
- На родственные специальности вузы смогут проводить единый конкурс, скажем, в целом на факультет университета. Так вузы смогут отобрать наиболее подготовленных абитуриентов и распределить их по узким специальностям после 1-го или 2-го курса. Раньше конкурсы проводились отдельно по каждой специальности.
- Вузы получили право устанавливать вступительные испытания по нескольким предметам по выбору абитуриентов. Скажем, на определённый факультет в сфере информационных технологий можно будет подать результаты ЕГЭ по физике либо по информатике, в зависимости от того, по какому экзамену баллы выше.
- Количество специальностей, по которым может одновременно участвовать в конкурсе на поступление абитуриент, вузы смогут устанавливать сами — не менее 2 и не более 10 (ранее было 3). При этом количество вузов, которые может выбирать для поступления абитуриент, осталось прежним — 5.
- Для тех, кто поступает в вузы после окончания колледжей или получает второе высшее образование, университеты теперь могут сами определять форму и перечень вступительных испытаний. Это могут быть такие же ЕГЭ по предметам, которые должны представить выпускники школ, либо вступительные испытания иного содержания.
- Вузы теперь обязаны принять документы в электронном виде.
- Абитуриентам будет разрешено вносить изменения в заявления о приёме и подавать второе заявление, например, по другой специальности. Отзывать ранее поданное заявление уже не потребуется.
- Конкурсные списки абитуриентов вузы обязаны будут обновлять не менее 5 раз в день.
- Зачисление станут проводить в один этап. Второй волны больше не будет. Если после основного приёма останутся незаполненные места, вуз проведёт дополнительный набор на основании конкурсных списков.
- Информацию о правилах приёма вузы обязаны размещать на сайтах до 1 ноября.