Каждый из нас помнит, с каким замиранием сердца ждал родителей со школьных собраний: внимательные учителя всегда находили, за что поругать, отмечали пробелы в знаниях и обращали внимание на оценки и поведение. Сегодня школьники оказались в принципиально иных условиях, ведь об их успеваемости вслух учитель говорить не может: боится нарушить положение о защите персональных данных. Так о чём же сейчас говорят на протяжении двух – трёх часов родители и классный руководитель?
Вопрос первый — деньги
Впереди у четвёртого класса выпускной из начальной школы. Потому родителей собралось три четверти от общего числа — показатель хороший. Все в предвкушении: вопросов немало, дети переходят в среднее звено.
«Итак, первый наш вопрос — выпускной, — классный руководитель Ирина Сергеевна, совсем молодая, но с уверенным, громким и чётким голосом. — До выпускного чуть больше месяца, а деньги сдали не все. А между тем ещё с октября было определено место праздника, и утверждены необходимые траты».
Родители четвероклашек уткнулись в полученные от учителя листы бумаги. В табличке на листе у каждого значилось, кто за какую именно нужду сдал деньги и кто не сдал. «Так-так, — бормочет мама девочки Оли, — что придумали опять за фотоальбом за 800 рублей? Я понимаю, раньше один фотоаппарат был на полшколы, можно было деньги тратить на снимки. А сейчас что? Какие 800 рублей? Можно я бесплатно приду и сфотографирую?»
Мою соседку по парте никто не слышит. Разноголосый хор возмущённых родителей выражает недовольство: ну как так, сколько можно ждать отстающих?! Родители Кати одни из всех произносят громко и внятно: мы не хотим альбом. «Ещё есть те, кому не нужна память?» — сверкает глазами учитель. Желающих больше нет, все сидят, понурив глаза.
«Точно так же не сдали и на видеосъёмку, — продолжает педагог. — А если сдадут не все, сумма у желающих увеличится, ведь мы делим гонорар фотографа на число учеников». Родители, всё так же понурив глаза, молчат. Вероятно, и фото-, и видеосъёмка нужны не всем, однако вслух сказать это никто не решается.
Вопрос второй — деньги
«Второе, что я хотела с вами обсудить, — это праздничная линейка, — продолжает классный руководитель. — Итак, она пройдёт также 25 мая, утром, перед выпускным. И тут снова проблема: как вы думаете, учителя, а также обслуживающий персонал школы, которые работали с вашими детьми четыре года, заслужили подарки на ваше окончание младшей ступени?»
Лица родителей вытянулись: вероятно, никто не ожидал, что учитель без прикрас, прямым текстом будет просить с родителей подарки коллегам. «Сдаём на цветы учителям по 500 рублей, — тут же предложила дама с первой парты, — купим всем букеты».
«Вы что, деньги на деревьях рвёте?» — возопил папа с задней парты. Завязался спор не на жизнь, а на смерть. Кто-то предложил сдать по сто рублей, другой кричал, что не сдаст ни копейки, третий предложил нарвать цветов со школьной клумбы. В итоге решено было сдать по 250 рублей. «Не сдам, хоть убейте, — заявила худенькая мама троих детей с предпоследней парты. — Мы на эти деньги целый день живём».
«А нельзя ли поинтересоваться, — тихо прошептал мужчина в очках, — что там у моего с английским, исправил двойки?» «Подойдите ко мне после собрания или завтра перед уроками, сейчас не место и не время», — осекла его учитель. «Я, вообще-то, на собрание не деньги сдавать, а за сына послушать пришёл», — промямлил папа и затих, как-то сразу став ниже ростом.
Вопрос третий — деньги
Третьим вопросом, по словам учителя, были экзамены. Вот тут-то, подумала я, будет точно речь о детях, успехах, успеваемости, требованиях, тестах. Однако речь зашла об аттестатах. Точнее, о необходимости сдать на них деньги.
«Я в шоке, — тянет мама отличницы Оксаны. — Иными словами, вот я закончила институт, а на диплом денег не сдала. Так мне его и не выдали! Так?» Учитель, призывно вскинув глаза в небо, как для умалишённой, повторяет, мол, это личная инициатива школы — вручать детям аттестат об окончании начальной школы. Вообще же, аттестатов таких в природе нет, потому школа за счёт родителей, разумеется, их заказывает.
— А почему не спросили желания?
— Ну так всё просто: вы ведь не захотите, чтоб вашей дочери единственной из всей школы не вручили аттестат?!
«Вот на это и расчёт», — решается наконец вслух произнести мама девочки. Больше она ничего не говорит, а уныло смотрит в калькулятор на телефоне, прибавив к какой-то сумме цифры.
Вопрос четвёртый — деньги
«На прошлой неделе в школу приходил один известный исполнитель, — продолжает классный руководитель. — Я хотела с вами обсудить такой вопрос: наш досуг. Раз мы детей приучили поощрять по окончании четвертей походами в боулинг или кино, давайте решим, куда пойдём на этот раз. Я предлагаю пригласить передвижную шоколадную лабораторию. 650 рублей с человека. И за исполнителя, кстати, не все сдали».
«А почему именно шоколадную? — звучит неуверенный голос чьей-то бабушки со второго ряда. — Может, в зоопарк? И дёшево, и что может быть лучше, чем общение со зверьками?»
Зоопарк не принимается. Решено обогатить гастролёров с шоколадным фонтаном.
«Знаете, почему? — шепчет на ухо моя соседка по парте. — Потому что эти «шоколадные» или учителям, или завучу, а то и директору «откат» дают. Потому они их интересы и лоббируют. Не верите? В прошлом году наш класс возили на экскурсию в парк, я села в автобусе рядом с организаторами. Они мне всё и выложили: так, мол, и так, при всём богатстве выбора, а именно — десятке турфирм, предлагающих свозить детей на автобусе в парк, мы побеждаем всех и всегда! Потому что на «благодарности» не скупимся. А именно: за каждого ребёнка, сдавшего по четыреста рублей за небольшое путешествие, 50 возвращается учителю. Неплохой приработок, правда?» И, увидев мои почти квадратные глаза, продолжила: «А почему, думаете, этот певец и исполнитель, широко известный в узких кругах, попал в школу с концертом, если нас, родителей, дальше охраны не пропускают? Всё они…» «Связи?» — предполагаю я. «Откаты», — уточняет соседка по парте.
«А почему, простите, нельзя ребёнку не пойти было на этот концерт? — робко мямлит молодая мама в очках. — Моей Ане он и не понравился вовсе».
«Так ведь в учебное время он был, — напоминает учитель. — Детей с урока снимали. А в таком случае явка обязательна».
«Где написано? — чуть осмелев, пытается спорить девушка. — Пусть бы моя шла на урок».
«И кто бы ей одной его вёл?» — парирует учитель. И маме в очках, как и остальным, всё становится понятно.
Вопрос пятый — деньги
«Ещё меня родительский комитет просил помочь, — учитель скользит взглядом по первой парте около своего стола, буквально съедающей глазами её, внимая каждому слову. — Почему-то некоторые не сдали очередной взнос в фонд класса».
В дверном проёме появляется чей-то силуэт, учитель выходит.
«Я приготовила для вас отчёт о расходовании сданных средств, — встаёт с места грузная дама. — Вот, смотрите». Она вставляет флэшку в компьютер учителя, на экране появляются надписи и цифры: ремонт кулера — 3500, вода для кулера — 670, подарки учителю — 12 700.
«У меня что-то с глазами? — пытается шутить мама Оли. — Это что такое нужно сделать учителю, чтобы получить подарок в почти 13 тысяч?»
«Вообще-то, это подарки на три праздника, — отвечает родительский комитет. — А что, по-вашему, мы должны дарить, между прочим, и вашей классной тоже? Сертификат на тысячу? Ну это же стыдно!»
В кабинете невообразимый гул. «Тяжёлая артиллерия» — родительский комитет — стоит на своём: «подарок должен быть приличным, негоже дарить даже золотое колечко, ибо за такую смешную сумму оно будет явно не с бриллиантами и по весу тоненькое, как проволочка». Другая часть родителей не уступает: «Да вы что! Это — учитель! Как бы человек самой светлой и уважаемой профессии! И плюс к тому же она, вообще-то, за свой труд деньги получает». Решено было собрать на подарок в честь окончания начальной школы пять тысяч и чуть меньше — на шикарный букет. Родительский комитет был недоволен: хотелось, чтоб подарок был 15 тысяч…
Учитель вернулась в класс и сообщила: в классе предварительно пять отличников, двенадцать процентов учатся на «4» и «5», несколько человек рискуют заработать двойки по одному, а то и нескольким предметам. Если родителям интересны конкретные успехи их детей — пожалуйста, оставайтесь после собрания. Или приходите завтра, до или после уроков.
После собрания
Итогом встречи родителей и учителя стал такой факт: пятеро учеников не идут на выпускной. Десять школьников отказываются покупать видео- и фотоматериалы. Трое категорически против сдачи ста рублей за концерт приглашённой в школу «звезды». А одна мама позвонила в районное управление образования с вопросом: «Как бороться со школьными поборами?». На что получила ответ: «С вас деньги вымогают? Вот прямо вымогают, требуют? Настоящим образом «трясут»? Или просто просят оказать помощь? В первом случае дорога ваша лежит в прокуратуру. Во втором — ну вы должны понимать недостаток финансирования, наверное, речь идёт о добровольной помощи школе, где всё делается для блага вашего ребёнка».
Очевидно, имеет место быть второй вариант. А разве это что-то меняет?