Элитный – значит, лучший, избранный, отборный и как один кристалл цветной соли может заметно окрасить стакан воды, так и немногочисленная, но сильная, интеллектуальная и творческая часть общества способна его преображать.
В нашей стране в ходе реформ Петра I русская родовая аристократия европеизировалась – сформировалась родовая элита, оторванная от традиционных основ русского народа, которая была сметена в буре революционных потрясений начала XX века и новой волны модернизации 30-х г.г. XX века. В результате модернизации произошла демократизация школы, приведшая к разрушению культурной среды, в атмосфере которой в дореволюционной российской школе сохранялась общая культура.
Дети из третьего сословия, из народа, пройдя через российскую школу овладевали общей культурой, потому что культуру формировала культурная среда. Без культурной среды школа теряет свое влияние как организующей формы сознания, распадается на множество бессвязных элементов, сумма которых не является культурой.
В 20 веке культура в России перестала быть двухэтажной и замкнутой, в культурном смысле наша страна, продолжая идти по пути европеизации, стала единым организмом – произошла широкая культурная демократизация. Образование становится общедоступным, однако широкой волной текущая в народ грамотность перестает быть культурой.
Современный мир характеризуется глобализацией, продолжающейся демократизацией образования, размытостью основополагающих человеческих ценностей, их кажущейся относительностью. Складывается информационное общество, новая реальность – реальность информационных сетей, новых форм взаимодействия, когда в центре воздействия оказывается не столько материальный мир, сколько само человеческое сознание. Нам необходимо научиться жить и воспитывать детей в новой действительности. Общедоступность информации порождает иллюзию общедоступности знаний. Современное общество нуждается в воспитании, не просто в образовании, ибо образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его. Образование без веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации. Российской школе нужно новое воспитание, как никогда - ранее в России была жива религиозная и патриотическая традиция воспитания, а сейчас старые традиции прерваны, а новые еще не сложились.
Создание элиты в России дело не столь безнадежное, как может показаться с первого взгляда. Духовно-интеллектуальная элита может создаваться путем отбора и концентрации из представителей культурного слоя интеллигенции (ученые, писатели, учителя, музыканты, художники, деятели церкви), управляющей и финансовой элиты, которая старается дать своим детям лучшее образование. При всех видимых проблемах, связанных с воспитанием так называемой золотой молодежи, по своему уровню она может быть источником для пополнения элиты - влияние школьной, университетской, культурной интеллигенции может объединить их в один культурный слой. Еще один источник пополнения элиты – талантливые дети из народа.
Русские народники 70-80-х г.г 19 века, в целом русская интеллигенция, вплоть до революции 1917 года, пытались любой ценой разрушить стену, отделяющую элиту и народ, идя в народ, идеализируя его, спускаясь до народа. Старая русская интеллигенция была исполнена сознанием своей миссии - вернуть долг народу, дать ему подняться, жертвуя собой – в этом был смысл дореволюционной интеллигенции. Земля, народ являются источником творческих сил, но сама земля ничего не производит – растение столько же дитя солнца, так и земли. Безотцовская, лишь материнская, земная, народная сила всегда остается темной и бесплодной. Прорыв личности к свету, к свободе всегда создает надрыв, если не разрыв ее связи со средой. Народ идет за духовными вождями против воли, упираясь. Современная элита, возлагая на себя миссию просвещения, поднимает просвещаемую массу до себя.
Основная задача школы – формирование среды, способной создать благоприятные условия для развития всего потенциального лучшего в ученике. Мы понимаем, что все усилия школы, даже самые героические, не могут создать гениев и пророков, способных на века окрашивать содержание эпохи. Но мы можем создать условия, благоприятные для личностного и творческого роста, условия воспитания элиты как духовно-интеллектуальной аристократии, как нам видится, так необходимой в современном мире.
Большое значение имеет восстановление должных иерархических отношений между учителем и учеником. Эта давно уже разрушенная иерархия требует того, чтобы ученик относился с уважением к учителю, который посвящает его в тайны науки или искусства. Учитель должен быть не софистом, торгующим мудростью, а служителем мудрости.
Достоинство современной интеллигенции как духовно-интеллектуальной элиты – не в противопоставлении ее современному обществу. Интеллигенция должна занять в обществе подобающее ей место: не привилегированный касты, но всеми признанной духовной аристократии. Место первого среди равных.
Конечно, прежде чем заставить общество так относиться к своему служению, интеллигенция сама должна поверить в него. На уважение не может претендовать ни легко продающаяся, скептическая интеллигенция, ни раболепствующая. Воскрешение духовной аристократии требует прежде всего воссоздания в школе духовной иерархии ценностей и потом уже социального воспитания и организации. Учитель должен начинать с того, чтобы вызвать в ученике, безотносительно к его уровню, сознание своего незнания, побудить к познанию. Но ученичество же начинается со стремления, уважения и смирения, за которым – трудовая аскеза. Кто не хочет идти методом Сократа и сказать: «Я знаю, что я ничего не знаю» не может быть допущен в строящийся храм, а школу как таковую и образование мы видим буквально исходя из корневой основы образования – образ. Здесь не должно быть никакой преступной снисходительности. Никто не должен учить аудиторию глумящуюся или даже скучающую. Никто не должен учить тех, в ком не встречает достаточного уважения. Культура не должна быть недоступной, но она и не должна быть общедоступной.
Школа должна быть устремлена в будущее, хотя жизнь, такая, какая она есть, кажется сильнее школы, а школа кажется оторванной от жизни. И это хорошо. Школа должна быть творческой - творчество свободно - не предопределено. Будущее скрыто от нас, но именно к нему устремлены наши взоры.
НОУ «Элитная гимназия» г. Санкт-Петербурга реализует уникальный для современной России проект школьного образования по воспитанию элиты и приглашает детей из Санкт-Петербурга и вех регионов РФ на новый учебный год.
В рамках реализации проекта по воспитанию элиты и за счет средств учреждаемого гимназией образовательного фонда «Древо жизни» осуществляется прием школьников на обучение в 8-11 классы на конкурсной основе.
«Элитная гимназия» располагается в Стрельне – историческом пригороде Санкт-Петербурга – на территории ГК «Дворец Конгрессов» (Константиновский дворец). Дети воспитываются в безопасных и комфортных условиях отеля «Балтийская звезда».
Прием детей вне конкурса осуществляется с подготовительным этапом обучения (обучение платное).