Несмотря на неутихающие скандалы вокруг ЕГЭ, отказываться от него нынешняя система образования не собирается. Наоборот, линия на ЕГЭ становится всё более чёткой и уверенной.
Возможно, уже в следующем году экзамен частично начнут сдавать на компьютере, а варианты заданий уже официально, без всяких «сливов», выложат в Интернете. И возможно, ЕГЭ-лайн в своей более современной - электронной - версии избавится от многих своих нынешних недостатков.
Без массовых шпаргалок
Наблюдатели нашли шесть регионов, где нарушения были сведены к минимуму. В их число вошла и Москва - во многом благодаря принятым мерам усиленного контроля. Так посчитали участники «круглого стола», на котором столичные эксперты и чиновники обсудили итоги прошедших экзаменов и перспективы ЕГЭ.
Тем не менее 122 школьника всё-таки попались на списывании (в прошлом году таких было 166). По фактам нарушений составили 25 административных протоколов (против семи год назад). Помимо выпускников, чьи результаты были аннулированы, за махинации поплатились и некоторые должностные лица.
- Один такой печальный факт был зафиксирован на территории нашего округа, - признала начальник управления образования ЗАО Татьяна Баринова. - Во время экзамена по математике в школе № 29 находилась учительница из центра образования № 1488 - с телефоном и справочными материалами. В тот же день она написала заявление по собственному желанию, а директора обоих учреждений сложили свои полномочия.
«Глушить» нарушителей?
Эксперты также отслеживали и последствия «сливов» заданий в Интернет. Накануне того же ЕГЭ по математике в Сети появилась масса таких материалов - и фиктивных, и настоящих.
- В результате за пару дней многие прорешали до 80 вариантов заданий, - рассказал директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко, - и это стало очень серьёзной итоговой подготовкой. В целом влияние Интернета на этом экзамене было заметно в 6-8% случаев. То есть ни к какой катастрофе при поступлении в вузы это не приведёт.
Однако с такой статистикой эксперта согласились не все.
- Я сужу по своим личным контактам с учениками и коллегами - мне кажется, списываний было намного больше. Может, успеха добились только эти 6%, но пытались многие, - заявила учитель истории гимназии № 1567 Тамара Эйдельман. - При этом я большой сторонник ЕГЭ и тем болезненнее отношусь к подобным изъянам. Ведь выполнение инструкций на ЕГЭ во многом - имитация деятельности. Например, учителя собирают мобильники, но проверить, есть ли у ребёнка второй телефон, никто не имеет права. Мы провожаем детей до уборной, но на этом наши функции заканчиваются.
«Туалетный вопрос» вызвал отдельную дискуссию экспертов. В итоге решили, что выпускников вообще можно не отпускать из класса во всё время экзамена - студенты ведь терпят. Звучали предложения поставить в школах «заглушки» для телефонов. Впрочем, слишком суровыми мерами участники решили не увлекаться.
- Вопрос контроля объективности экзаменов стоит во всём мире, - заявил глава управления оценки качества образования Евгений Семченко. - В Китае, например, если ученика ловят с телефоном, его вообще больше не допускают на пересдачу, то есть он остаётся без аттестата. Но не думаю, что наша система образования готова к таким мерам.
Честность через компьютер
Зато эксперты одобрили идею расширить варианты заданий - до 30-40 наборов в каждой из 4 географических зон (Восток, Сибирь, Урал, Центр). При таком разнообразии материалы можно будет выкладывать в открытый доступ, как это уже делается с заданиями по математике.
В содержании тестов участники предложили повысить долю открытых вопросов, где ученик не просто выбирает из 3 вариантов ответов, а вписывает своё решение сам. Это также повысит объективность экзамена. Кроме того, со следующего года ЕГЭ в некоторых регионах будут проводить частично в компьютерной форме.
- Может, и столько наблюдателей не понадобится, если задания ученикам будут раздавать не в конвертах, а по компьютеру, - предположил глава Департамента образования Москвы Исаак Калина. - Ведь директора школ уже проходят у нас таким образом аттестацию: методом случайной выборки в электронном виде получают задания. Москва точно готова к такой практике на ЕГЭ, и если Рособрнадзор позволит эксперимент провести, мы с удовольствием примем на себя обязательства.
Помимо этого, в следующем году станет более прозрачной система оценки - не исключено, что напротив каждого задания теста будет обозначен возможный балл. Что позволит избежать недоразумений при интерпретации результатов. Кстати, они особенно заметны на апелляциях, когда ученики оспаривают свои результаты.
- Главная установка на апелляции - объяснить ребёнку, что он сам виноват, - считает учитель литературы гимназии № 67 Надежда Шапиро. - Доходит до абсурда. Например, недавно одной ученице снизили балл за выражение «огонь в глазах»: мол, как такое возможно, ведь будет ожог роговицы!
Участники дискуссии настаивали, чтобы на апелляции обязательно допускали учителей, поскольку оспорить экспертов в одиночку может далеко не каждый школьник.
Очевидно, что Единый госэкзамен должен двигаться по пути большей прозрачности и использования современных технологий - со стороны организаторов, а не детей. Способов для этого эксперты предложили достаточно.
- Вот вы говорите, что проблемы ЕГЭ федеральные. Но кому же, как не московскому учительству, вносить свои предложения? - подытожил собрание Исаак Калина. - У нас самое большое число школьников в стране - 824 тысячи, к нам едут и выпускники из регионов. Это наша обязанность - донести до федеральных структур высказанные предложения.
Читайте также