Не успели улечься разговоры о скандалах вокруг сдачи ЕГЭ, как общество замерло в ожидании новых, но теперь уже вокруг зачисления в вузы.
Почему реформы в системе образования, в том числе и в высшем, направлены на улучшение подготовки специалистов, но результат всё равно оставляет желать лучшего? Почему ЕГЭ не может выявить действительно способного абитуриента? Что дают информационные технологии в образовании? Об этом и многом другом мы беседуем с Верой Красильниковой, научным руководителем управления современных информационных технологий ОГУ, профессором кафедры информатики.
Кто успел…
«АиФ Оренбург»: - Вера Андреевна, вы стояли у истоков создания автоматизированной системы приёмной комиссии ОГУ. Расскажите об этом.
В.К.: - Действительно, уже десять лет эта программа успешно работает в нашем университете. Её начинали разрабатывать студенты в рамках курсовых и дипломных работ. Она появилась для того, чтобы, во-первых, создать прозрачную единую базу данных документов абитуриентов, а во-вторых, чтобы повысить эффективность работы приемной комиссии и сократить время приема документов. И того, и другого, в принципе удалось добиться.
К слову, прозрачность базы не подразумевает полную доступность работе с ней. Проще говоря, изменения в неё могут вносить только определённые лица, которые имеют необходимый уровень доступа в систему. Кроме того, в программе предусмотрен специальный журнал, в котором отображаются любые изменения, внесённые в базу.
«АиФ Оренбург»: - Можно ли сказать, что эта автоматизация приема документов в вузы понадобилась после того, как страна перешла на ЕГЭ?
В.К.: - Нет. Это была разработка первого компонента проектируемой информационно-аналитической системы управления университета (ИАС ОГУ). Время разработки этой программы и первые шаги пробного этапа ввода ЕГЭ почти совпало. Хотя влияние единого экзамена на приёмные комиссии исключать не стоит. Кроме того, что в стране полностью изменилась система поступления в вуз, мы получили и немало проблем.
Несколько лет назад окна моего рабочего места выходили как раз на место, где вывешивали ранжированные списки абитуриентов. Тогда ещё министерство образования не ввело ограничения на количество специальностей, на которые можно было подать заявление. И здесь-то я и услышала истинное отношение выпускников к поступлению в вуз на основе ЕГЭ.
Посмотрев, на каком месте их фамилия, они звонили родителям со словами: «Мама, я здесь не прохожу. Переложи мои документы на другую специальность». Многие специальности тогда потеряли своих истинных абитуриентов - тех, кто действительно хотел получать именно эту профессию - из-за того, что им просто не хватило пары баллов. Места стали доставаться тем, кто вовремя успел переложить документы из одной стопки в другую или просто иметь более высокие баллы по ЕГЭ.
ЕГЭ - не выход
«АиФ Оренбург»: - Но ведь ЕГЭ сегодня рассматривают как серьезную альтернативу для поступления школьникам из сельской местности…
В.К.: - Да, поступить они смогут наравне с теми, кто учился в профильных классах и гимназиях, если, конечно, сдали ЕГЭ на высокие баллы. Но как они будут учиться? Ведь набрать нужное количество баллов по ЕГЭ это ещё не значит, что у тебя действительно необходимый уровень знаний и, самое главное, желание учиться именно по той специальности, куда прошли баллы и поданы документы.
Тесты - это не тот способ проверки знаний, который можно использовать в качестве вступительных испытаний. Более 20 лет я занимаюсь использованием возможностей компьютерных и информационных технологий в образовании. Привлекать компьютер можно для обучения, для контроля. Тесты - идеальный способ самопроверки, самоконтроля; они могут помочь выяснить той же школе, насколько качественно она работает и готовит выпускников, но не более того.
По-моему глубокому убеждению, ЕГЭ – должен быть инструментом для внутренней оценки эффективности организации учебного процесса в школе, но не для безоговорочного использования полученных результатов при поступлении в вузы. Там необходимы другие экзамены, нужно собеседование, анализ творческих работ.
«АиФ Оренбург»: - А как же ЕГЭ как способ борьбы с коррупцией в приёмных комиссиях?
В.К.: - Ну о чём вы говорите? Разве коррупция в системе образования за те 10 лет, что ЕГЭ сдают у нас в области, в стране куда-то ушла? Да, стало сложнее получить бюджетное место в вузе через членов приёмной комиссии, но зато коррупция спустилась в школу. Появилась целая индустрия подготовки для сдачи ЕГЭ. Ещё в 2002 году я опубликовала статью, в которой уже тогда можно было предусмотреть основные недостатки новой формы аттестации и использование этих результатов.
Я не говорю уже о том, что большая часть молодого поколения разучилась разговаривать по теме, размышлять, рассуждать, видеть задачи. Сегодня выпускников школ буквально «натаскивают на сдачу тестов», забывая о том, что студент вуза - это человек интеллектуальный, который должен заниматься и самообразованием. А именно этих навыков современная школа не даёт. У сегодняшних абитуриентов, а далее – студентов, главная цель не знать, а сдать. Но ведь это прямая дорога к гибели всего хорошего, достойного, что было в системе образования в советской школе.
«АиФ Оренбург»: - За последнее время было сделано немало, чтобы обеспечить всех максимальным количеством информации. Компьютер и Интернет стали частью жизни, в том числе и образования.
В.К.: - Так и есть. Но и здесь не обошлось без подводных камней. Интернет - кладезь информации, причем разнородной – достоверной, хорошей, грязной, ошибочной и ею необходимо уметь пользоваться. Компьютер - всего лишь инструмент для работы, для самообразования, навыки работы с которым должны быть, практически, у всех, как умение писать, пользоваться ручкой.
Вседозволенность и потере нравственного стержня в человеке и не только молодого поколения привели к такому расцвету плагиата как в вузах, так и в школе. Не секрет, что очень много дипломных работ, я не говорю уже о курсовых или рефератах, просто копируют из Сети. Я всегда говорю своим студентам, если вы настолько не уважаете себя и окружающих, если вы считаете, что списав контрольную, вы стали умнее, то вам не место в высшем учебном заведении.
Читайте также: ЕГЭ: от истории вопроса к плюсам и минусам реформы >>