Наше образование поджидает очередной «подарочек» от реформаторов - новые стандарты (НС) для младшей школы, которые повсеместно введут уже осенью.
Принятие скандальных стандартов для старшей школы после бури народного возмущения отложено. И даже, несмотря на то что министр образования А. Фурсенко намеревается ввести их в некоторых школах с 2013 г., есть надежда, что существующий вариант улучшат. Но вот сможет ли народ повлиять на «втихую» вводимые правила для младшеклассников - вопрос. А повлиять надо, потому что многие из учителей и родителей, кто уже успел с ними познакомиться, в шоке…
Красивая бумажка
На бумаге НС выглядит очень красиво. Проблема возникает, когда эта красота сталкивается с суровой действительностью российской школы. В НС нет содержания обучения, оговорены только условия и результаты. Как рассказал «АиФ» А. Воронцов, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика», учитель будет сам решать, по какой программе, с помощью каких учебников он станет обучать детей и сможет в полной мере применить своё творчество. В реальности же этот плюс превращается в жирный минус. По мнению О. Смолина, президента Общества «Знание» России, в каждой школе ребят будут учить чему и как захотят. Повезёт детям в элитных школах с сильным педколлективом, готовым к разработке собственных методик, где их творческую активность поддержат рублём, куда приходят хорошо подготовленные первоклашки. А что с остальными? Допустим, педагогам расскажут о НС на спецсеминарах (в регионах подтверждают, что такие мероприятия проводятся). Допустим, что многие из них с энтузиазмом начнут по ним работать. А дальше? Учителя школ, где эксперимент с НС уже проводится, буквально зарылись в бумажной работе. Отчёты, проекты, детские портфолио (теперь они должны быть у каждого ученика), занесение оценок и заданий в электронный дневник... А ведь ещё и к урокам нужно успевать готовиться. Так что про своих собственных детей им чаще всего приходится забыть. И всё это за зарплату в 10-12 тыс. руб. (в большинстве регионов со всеми надбавками учитель начальных классов больше 15 тыс. руб. в месяц не получает) - на четверть ниже, чем в среднем по стране. Никаких помощников, которые взвалят на себя бумаготворчество, не предусмотрено.
Чему научит ребёнка такой замученный реформой учитель? Уже сегодня «не обеспечивающими удовлетворительного уровня образования», а в переводе с официального - проблемными, считается треть российских школ. И НС - это риск резкого роста их числа.
Задание для мамы
Другая проблема - состояние и оснащённость школ. Согласно НС к концу 4-го класса ребёнок должен писать электронные письма на русском и иностранном языках, искать в Сети необходимые сведения, делать презентации и даже самостоятельно монтировать мультики (!). И вроде бы формально школы к этому готовы: несколько лет назад каждую обеспечили компьютерами, Интернетом. Но на деле во многих сельских школах техника покрывается пылью - учителя (многие из которых предпенсионного возраста) с ней на «вы». А те, кто не боится техники, зачастую вынуждены оплачивать выход в Интернет из своего кармана. До презентаций ли тут... Возникнут трудности и в реализации благой инициативы по введению в программу 10 часов внеурочных занятий в неделю. Предполагается, что дети будут заниматься в секциях и кружках по интересам, ездить на экскурсии и пр. В школах теперь ломают голову, где взять помещения под эти занятия. В некоторых регионах до сих пор непонятно также, как будет оплачиваться дополнительная работа учителя. Родителей волнуют другие вопросы. «В нашей школе новые стандарты ввели с этого года, - рассказала «АиФ» Е. Петрова, мама ученика из Челябинской обл. - С первого класса дети должны заниматься проектной деятельностью. Вот моему сыну и дали задание написать реферат на 10 страниц на тему «Человек и его здоровье», а к нему ещё и видеопрезентацию. Ни одному 8-летнему ребёнку это не под силу! Вот я и отдувалась за него после работы». Сторонники НС объясняют, что новые правила сделаны на вырост, и признают, что далеко не все российские школы смогут им следовать. Если так, то не стоит ли просто отложить их принудительный ввод с 1 сентября?!
В приёмной кампании
2011 г. ожидаются изменения: победители, призёры олимпиад школьников (кроме Всероссийской олимпиады) смогут воспользоваться льготой лишь раз. Оригинал документа они должны предоставить в вузы на неделю раньше егэшников. Изменён список вузов, которые могут проводить дополнительные вступительные испытания по тем или иным направлениям. К МГУ и СПбГУ (они согласно федеральному закону вправе устанавливать дописпытания на все направления) добавлено ещё 8 вузов (см. на AIF.RU).
Вузы с допэкзаменом
Определен список вузов, которым в 2011 году предоставляется право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности.
В нем 8 вузов, которые имеют право провести дополнительные испытания по 13 направлениям подготовки (специальностям):
- Московская государственная юридическая академия им. О.Е.Кутафина (юриспруденция);
- Московский государственный лингвистический университет (лингвистика; реклама и связи с общественностью);
- Российский государственный гуманитарный университет (лингвистика);
- Московский педагогический государственный университет (психология; социология);
- Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова (лингвистика);
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (прикладная математика и информатика; международные отношения; бизнес-информатика);
- Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (мехатроника и робототехника);
- Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (информатика и вычислительная техника).
- Дополнительное вступительное испытание профильной направленности устанавливается вузом по профильному общеобразовательному предмету, определенному перечнем вступительных испытаний.
Антинаучный урок
На основании стандартов школа может выбирать программу, по которой будут учиться младшеклассники, пояснили в Российской академии образования. И большая проблема в том, как именно, с помощью каких методик будет проводится обучение по этим программам. К сожалению, не все учителя сейчас достаточно квалифицированы, чтобы грамотно подобрать методики, а каких-либо рекомендованных чиновники от образования не дают.
В программе развития образования на ближайшие годы указан лишь один риск внедрения стандартов - нехватка финансирования. А вот снижение качества обучения - это для чиновников, видимо, неважно. Какие новшества могут повредить нашим детям? Младшеклассникам предлагают стать компьютерными гениями: четвероклашка должен набирать текст на клавиатуре двумя руками. Но «кабинетным дядям» невдомёк, что руки к печати и к письму шариковой ручкой следует подготавливать по-разному и уже с детского сада. К тому же для младшеклассника норма занятий за компьютером - по 15-25 мин. 3 раза в неделю. А чтобы достигнуть целей, поставленных бюрократами, заниматься надо гораздо дольше. Что происходит, когда ребёнок долго сидит у компьютера? Устают неокрепшие мышцы спины, внимание рассеивается, информация не усваивается. Последствия такой усталости до конца не изучены.
К сожалению, в стандартах и в программах практически не учитываются многолетние исследования учёных о возрастных особенностях. В школе сразу наваливают массу готовой информации. «Букварь» проходят уже за два месяца (раньше - за год). Дети стали думать быстрее? Отнюдь! Навыки письма и чтения «быстренько» сформировать нельзя. Мозг должен научиться «сливать» отдельные буквенные знаки в слоги и слова постепенно. От младшеклассников требуют зачитывать 120 слов в минуту, а воспринимать смысл текста они могут максимум при 80-90 словах в минуту. Зачем учить детей бездумно тарахтеть, проглатывая слова? Чуть ли не с первых дней заставляют писать, не отрывая ручку от бумаги. Итог: руку от усталости сводит судорога, поднимается артериальное давление, учащается пульс. А если, как раньше, на написание букв по отдельности давать больше времени, то мышцы, мозг и нервная система получат микропередышку и сохранят здоровье детей... Следует менять не стандарты, а методики, на которых сегодня строятся уроки. Иначе и суперсовременная техника не спасёт наше образование от погружения в каменный век.
Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО:
- Внедряемый стандарт для начальной школы не прошёл настоящую педагогическую апробацию. В качестве эксперимента некоторые образовательные учреждения по нему начали работать лишь два года назад, и вот его уже внедряют по всей стране. А ведь для оценки результатов надо четыре года - полное время обучения в начальной школе! И только после этого следовало бы запустить разработку стандартов для средней школы.