Министерство образования и науки РФ ещё на один шаг приблизило светлый миг возвращения школьников страны к единым стандартам ученической формы. Специалисты ведомства разработали и направили в регионы примерный документ об установлении единых требований к одежде школьников.
Путин сказал – министерство сделало
Согласно принятому в конце 2012 года Федеральному закону «Об образовании», требования к одежде учащихся каждое образовательное учреждение устанавливает самостоятельно, если только иное не предусматривает региональное законодательство.
Очередной толчок к решению данного вопроса был дан, по традиции, президентом России Владимиром Путиным, который на конференции Общероссийского народного фронта высказался недвусмысленно – школьная форма в России должна быть.
Для начала документ Минобразования подчёркивает, что введение формы подспудно идёт уже давно, и она успешно существует «во многих общеобразовательных учреждениях республик Карелии и Татарстана, Ставропольского края, Белгородской, Ленинградской, Московской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Ярославской областей и других субъектов Российской Федерации».
В качестве целей введения формы заявляются обеспечение обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни; устранение признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися; предупреждение возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками; укрепление общего имиджа образовательной организации, формирование школьной идентичности.
Многодетным с формой помогут
При этом определять, как именно будет выглядеть форма, будут «органы государственно-общественного управления образовательной организации (совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет и другие)».
Наличие отличительных знаков на форме или их отсутствие также будет определяться решениями конкретного учебного учреждения.
Школьная форма должна соответствовать всем санитарно-гигиеническим нормам и, что особенно важно, «общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер».
Можно заранее предположить, что вокруг понимания «светского характера» школьной формы в ряде регионов возникнут определённые трения, напоминающие ситуацию в Ставрополье.
Документ Минобразования рекомендует принимать решение о требованиях к одежде с учётом материальных затрат многодетных и малообеспеченных семей. То есть обеспеченным родителям не удастся пропихнуть в качестве формы для своих чад в обычной общеобразовательной школе последние новинки парижской моды. Впрочем, в письме министерства говорится о том, что дети из многодетных семей должны обеспечиваться школьной и спортивной формой бесплатно. Потому родители-модники могут «решить вопрос», обеспечив формой одноклассников своих детей.
Последние президентские инициативы, а также документ Минобразования, по сути, узаконивают уже не первый год продолжающееся «ползучее» возвращение школьной формы в российские учебные заведения.
На уровне школ такая практика становится всё более широкой и встречает поддержку абсолютного большинства родителей.
Наследие царизма
Если же говорить об истории вопроса, то появление формы в общеобразовательных школах относится к 1834 году. Император Николай Первый, утвердивший систему мундиров для гражданских заведений, не обошёл вниманием и школьников. Позднее, с расширением прав женщин, в предписанные одежды нарядились и гимназистки.
Школьная форма в царской России с небольшими видоизменениями просуществовала до революции. Представляла она собой полувоенную одежду – гимнастёрка, брюки, шинель и фуражка, ремень. На фуражке и бляхе ремня были буквы и цифры, определявшие принадлежность ученика к тому или иному учебному заведению.
Вернётся ли школьная форма? >>
Кроме того, цвета формы и фуражек различались, в зависимости от статуса учебного заведения, так же как отличаются и поныне цветами различные рода войск.
За порядком ношения формы был установлен строжайший контроль, и нарушителей карали за провинности. Возможно, именно отсюда пошло неписаное гимназическое правило – скрывать номер учебного заведения. Ухищрения применялись различные – например, бляха ремня выворачивалась на другую сторону, а номер на фуражке и вовсе выламывался.
Форма девочек предполагала строгие тёмные платья, украшавшиеся чёрными и белыми фартуками – в целом, её стиль затем перекочует в школьную девичью форму советского периода. Старшие гимназистки носили разительно отличавшиеся от других белые платья.
Вместе с отменой других порядков «царского режима» в 1918 году отменили и школьную форму. С одной стороны, её объявили «пережитком прошлого». С другой, было и более практическое объяснение – после того как образование стало всеобщим, обеспечить всех школьников формой молодое советское государство было просто не в состоянии.
В 1948 году в СССР вернулись к старым имперским традициям. Советские школьники оделись фактически в форму царских гимназистов с небольшими изменениями. Полувоенный вариант был заменён в 1962 году, когда из формы мальчиков ушли ремни и фуражки. Ему на смену пришёл полушерстяной костюм гражданского типа со школьной эмблемой на рукаве.
Форма девочек практически не претерпела изменений.
Каждому своё
В 1980-е годы наступила бурная эпоха экспериментов с формой. Для старшеклассников и старшеклассниц создавались образцы, которые, при сохранении общего строгого вида, приближались к текущей моде.
На волне преобразований в стране в конце 1980-х началась активная борьба за полную отмену школьной формы. Сторонники отмены придерживались тезиса «форма устанавливает серость и единообразие, убивает индивидуальность». Противники отмены школьной формы настаивали: «форма дисциплинирует и пресекает выработку чувства неравенства у детей разных социальных групп».
Основные аргументы противоборствующих сторон не изменились и по сей день. Но если в 1994 году противникам школьной формы удалось добиться её полной отмены в России, то в последующее время стали складываться условия для «форменного реванша».
Сначала тенденция возвращения к форме проявилась в престижных частных гимназиях, копировавших традиции аналогичных зарубежных заведений. Затем процесс возвращения к форме стал охватывать всё больше и больше учреждений среднего образования. Эйфория всеобщей свободы уступила место здоровому консерватизму.
Единого отношения к школьной форме в мире нет. Более того, её нельзя считать признаком тоталитарного общества. Обязательная форма существует, например, в КНДР и на Кубе, но одновременно и в Великобритании.
Как уже говорилось, ношение одинаковой форменной одежды практикуется в большинстве самых известных частных учебных заведений по всему миру. «Частники» вводят форму в США и Канаде, оставляя «бесформенность» государственным школам. В Японии школьная форма не является обязательной по всей стране, но существует в большинстве средних и старших школ. Теперь уже широко известное одеяние японских девочек «сейлор фуку» – «матросский костюм», собственно, и является одним из самых распространённых видов школьной формы.
Схожа с нынешней ситуацией в России ситуация в Германии. Там в течение долгого времени ведутся дебаты о введении школьной формы, а пока она существует в качестве индивидуальной инициативы конкретных учебных заведений.