aif.ru counter
1822

Большое возвращение. Минобразования утвердило требования к школьной форме

Министерство образования и науки РФ ещё на один шаг приблизило светлый миг возвращения школьников страны к единым стандартам ученической формы. Специалисты ведомства разработали и направили в регионы примерный документ об установлении единых требований к одежде школьников.

Путин сказал – министерство сделало

Согласно принятому в конце 2012 года Федеральному закону «Об образовании», требования к одежде учащихся каждое образовательное учреждение устанавливает самостоятельно, если только иное не предусматривает региональное законодательство.

Регламентировал введение школьной формы на региональном уровне пока только Ставропольский край, где эта проблема приняла особенно острый характер после конфликтов, связанных с попытками родителей отдельных учениц добиться права на хождение в учебные заведения в хиджабах.

Очередной толчок к решению данного вопроса был дан, по традиции, президентом России Владимиром Путиным, который на конференции Общероссийского народного фронта высказался недвусмысленно – школьная форма в России должна быть.

Для начала документ Минобразования подчёркивает, что введение формы подспудно идёт уже давно, и она успешно существует «во многих общеобразовательных учреждениях республик Карелии и Татарстана, Ставропольского края, Белгородской, Ленинградской, Московской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Ярославской областей и других субъектов Российской Федерации».

В качестве целей введения формы заявляются обеспечение обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни; устранение признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися; предупреждение возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками; укрепление общего имиджа образовательной организации, формирование школьной идентичности.

Многодетным с формой помогут

При этом определять, как именно будет выглядеть форма, будут «органы государственно-общественного управления образовательной организации (совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет и другие)».

Наличие отличительных знаков на форме или их отсутствие также будет определяться решениями конкретного учебного учреждения.

Школьная форма должна соответствовать всем санитарно-гигиеническим нормам и, что особенно важно, «общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер».

Можно заранее предположить, что вокруг понимания «светского характера» школьной формы в ряде регионов возникнут определённые трения, напоминающие ситуацию в Ставрополье.

Документ Минобразования рекомендует принимать решение о требованиях к одежде с учётом материальных затрат многодетных и малообеспеченных семей. То есть обеспеченным родителям не удастся пропихнуть в качестве формы для своих чад в обычной общеобразовательной школе последние новинки парижской моды. Впрочем, в письме министерства говорится о том, что дети из многодетных семей должны обеспечиваться школьной и спортивной формой бесплатно. Потому родители-модники могут «решить вопрос», обеспечив формой одноклассников своих детей.

Последние президентские инициативы, а также документ Минобразования, по сути, узаконивают уже не первый год продолжающееся «ползучее» возвращение школьной формы в российские учебные заведения.

На уровне школ такая практика становится всё более широкой и встречает поддержку абсолютного большинства родителей.

Наследие царизма

Если же говорить об истории вопроса, то появление формы в общеобразовательных школах относится к 1834 году. Император Николай Первый, утвердивший систему мундиров для гражданских заведений, не обошёл вниманием и школьников. Позднее, с расширением прав женщин, в предписанные одежды нарядились и гимназистки.

Школьная форма в царской России с небольшими видоизменениями просуществовала до революции. Представляла она собой полувоенную одежду – гимнастёрка, брюки, шинель и фуражка, ремень. На фуражке и бляхе ремня были буквы и цифры, определявшие принадлежность ученика к тому или иному учебному заведению.

Вернётся ли школьная форма? >>

Кроме того, цвета формы и фуражек различались, в зависимости от статуса учебного заведения, так же как отличаются и поныне цветами различные рода войск.

За порядком ношения формы был установлен строжайший контроль, и нарушителей карали за провинности. Возможно, именно отсюда пошло неписаное гимназическое правило – скрывать номер учебного заведения. Ухищрения применялись различные – например, бляха ремня выворачивалась на другую сторону, а номер на фуражке и вовсе выламывался.

Форма девочек предполагала строгие тёмные платья, украшавшиеся чёрными и белыми фартуками – в целом, её стиль затем перекочует в школьную девичью форму советского периода. Старшие гимназистки носили разительно отличавшиеся от других белые платья.

Вместе с отменой других порядков «царского режима» в 1918 году отменили и школьную форму. С одной стороны, её объявили «пережитком прошлого». С другой, было и более практическое объяснение – после того как образование стало всеобщим, обеспечить всех школьников формой молодое советское государство было просто не в состоянии.

В 1948 году в СССР вернулись к старым имперским традициям. Советские школьники оделись фактически в форму царских гимназистов с небольшими изменениями. Полувоенный вариант был заменён в 1962 году, когда из формы мальчиков ушли ремни и фуражки. Ему на смену пришёл полушерстяной костюм гражданского типа со школьной эмблемой на рукаве.

Форма девочек практически не претерпела изменений.

Каждому своё

В 1980-е годы наступила бурная эпоха экспериментов с формой. Для старшеклассников и старшеклассниц создавались образцы, которые, при сохранении общего строгого вида, приближались к текущей моде.

На волне преобразований в стране в конце 1980-х началась активная борьба за полную отмену школьной формы. Сторонники отмены придерживались тезиса «форма устанавливает серость и единообразие, убивает индивидуальность». Противники отмены школьной формы настаивали: «форма дисциплинирует и пресекает выработку чувства неравенства у детей разных социальных групп».

Основные аргументы противоборствующих сторон не изменились и по сей день. Но если в 1994 году противникам школьной формы удалось добиться её полной отмены в России, то в последующее время стали складываться условия для «форменного реванша».

Сначала тенденция возвращения к форме проявилась в престижных частных гимназиях, копировавших традиции аналогичных зарубежных заведений. Затем процесс возвращения к форме стал охватывать всё больше и больше учреждений среднего образования. Эйфория всеобщей свободы уступила место здоровому консерватизму.

Единого отношения к школьной форме в мире нет. Более того, её нельзя считать признаком тоталитарного общества. Обязательная форма существует, например, в КНДР и на Кубе, но одновременно и в Великобритании.

Как уже говорилось, ношение одинаковой форменной одежды практикуется в большинстве самых известных частных учебных заведений по всему миру. «Частники» вводят форму в США и Канаде, оставляя «бесформенность» государственным школам. В Японии школьная форма не является обязательной по всей стране, но существует в большинстве средних и старших школ. Теперь уже широко известное одеяние японских девочек «сейлор фуку» – «матросский костюм», собственно, и является одним из самых распространённых видов школьной формы.

Схожа с нынешней ситуацией в России ситуация в Германии. Там в течение долгого времени ведутся дебаты о введении школьной формы, а пока она существует в качестве индивидуальной инициативы конкретных учебных заведений.

Оставить комментарий (7)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы