Эксперты и разработчики заданий ЕГЭ единодушны: на завершающем этапе готовиться нужно абсолютно по-разному ребятам, претендующим на высокий балл с последующим поступлением в вуз, и тем, кто хочет математику просто сдать, чтобы получить аттестат.
Реальная наука
«Прежде всего стоит трезво посмотреть на ситуацию, - говорит Алексей Семёнов, ректор Московского института открытого образования, академик РАН и РАО, председатель Научно-методического совета по математике. - Если ребёнок не собирается идти в технический вуз, нужно ограничиться заданиями базового уровня, не забираясь в высоты - логарифмы, синусы, производные. Научиться твёрдо решать реальные задачи из жизни, на здравый смысл, элементарно уметь считать. Например, подсчитать сдачу, определить, сколько автобусов нужно, чтобы вывезти людей. В прошлом году была задача про тарифный план: выбрать из операторов мобильной связи наиболее выгодного. Выпускник школы обязан с этим разобраться».
«Уже третий год экзамен по математике абсолютно реалистичен, - продолжает Иван Ященко, руководитель Федеральной комиссии КИМ ЕГЭ по математике. - Но выясняется, что примерно треть ребят в жизни математику применить не могут, не в состоянии решить нужные в повседневном быту задачи. Например: поезд отправляется в 9.40 утра и прибывает в 12.00 следующего дня. Сколько времени шёл поезд? Эту задачу в прошлом году не решили 30% ребят. В прошлом году две трети ребят, набравших чуть больше 90 баллов, полностью решили все сложные задачи, но не получили 100 баллов из-за ошибок в задачах уровня 5-го класса. Суть подготовки к ЕГЭ - это итоговое повторение.
Речь не идёт о решении десятками и сотнями разных вариантов ЕГЭ. Нужно повторять темы и ликвидировать общематематические проблемы, например неспособность понять условие задачи. По статистике, 40% ошибок - это неверно прочитанное условие задания. Ребёнок решил задачу, но ответил не на тот вопрос. Кстати, такое умение пригодится и на всех других экзаменах. Хочу подчеркнуть: заниматься нужно по школьному учебнику. Все материалы базовой части есть в открытом доступе в Интернете (mathege.ru) и в рекомендованных школам пособиях. Если вам сейчас предложат какую-то новую суперметодику подготовки, с методами решения всех на свете задач, знайте, что это просто жульничество, способ собрать с вас деньги на очередные курсы».
«Нередко баллы теряются из-за простой оплошности, неумения правильно заполнить бланк, неумения распределить время экзамена, - говорит Виктор Козбаненко, ректор Государственного университета управления. - И на это тоже нужно обратить внимание при подготовке. Без этих умений во взрослой жизни не обойтись».
Без сюрпризов?
Самый большой вопрос, который волнует выпускников: ждать ли новшеств и прочих «приятных» сюрпризов?
«Никакие изменения в задания в апреле - мае вноситься не могут, - заверил Андрей Ершов, директор Федерального института педагогических измерений. - Последние правки страна увидела в начале ноября. Все они обязательно заранее апробируются. Вся информация о каких-то срочных заменах тем, появляющаяся в Интернете перед самыми экзаменами, ложна».
Специалисты призывают не поддаваться на провокации купить варианты ответов. В прошлом году такие якобы «ключи», которые предлагали желающим в Интернете, оказались после проверки обманом. «Единственное отличие экзамена этого года - расширение спектра задач по геометрии и теории вероятности, которые мы до этого намеренно сужали, потому что в школьной программе им раньше почти не уделяли внимания, - говорит Иван Ященко. - А вот девятиклассников, которые будут сдавать ГИА, ждут существенные изменения. Вместо экзамена по алгебре мы переходим к экзамену по математике, состоящему из трёх частей - собственно алгебры, геометрии и теории вероятности. Как в ЕГЭ. Чтобы успешно пройти аттестацию в 9-м классе, необходимо иметь не просто определённый суммарный балл, но и пороговый минимум по каждому разделу».