Примерное время чтения: 4 минуты
210

Все условия для школы. В ближайшие годы Москва потратится на образование

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. Отморозится ли Россия будущей зимой? 19/10/2011

Правительство Москвы утвердило государственную программу «Развитие образования города Москвы на 2012-2016 гг.», на которую выделены рекордные 1,5 трлн руб. Работу над этим проектом возглавлял экспертный совет под председательством заместителя мэра Москвы по вопросам образования и здравоохранения Ольги Голодец.

Болевые точки определены

С момента опубликования проекта для публичного обсуждения разработчики программы получили более 8 тыс. предложений, на основании которых она претерпела существенные изменения. Сводную обработку предложений осуществляли специалисты ведущих вузов России и Москвы. Свой вклад внесли и органы исполнительной власти Москвы, 16 из которых являются соисполнителями программы.

Заместитель мэра выделила пять основных проблем. Во-первых, демография. В столице наблюдается прирост рождаемости: дошкольников в детские сады в этом году пришло 389 тыс., что на 60 тыс. больше, чем год назад. Всего же за 5 лет численность школьников и дошкольников возрастёт тысяч на 300. Значит, потребуются новые детские сады.

«В дошкольных учреждениях должны внедряться такие же инновации, как и во всей образовательной системе, - уверена Ольга Голодец. - Не могут детсадовцы отставать от современной школы, если сегодня первоклассники уже работают по новым стандартам. Нужен прорыв в дошкольном образовании. Именно к этому прилагаются серьёзные усилия. Например, сейчас мы нацелены на повышение оплаты труда - прежде всего тех, кто работает в учреждениях дошкольного образования. С 1 октября средний уровень оплаты труда таких работников соцсферы увеличен на 20-25%».

Учить всех без исключения

Вторая проблема - материально-техническая часть, оборудование и зарплата педагогов, которая должна планомерно повышаться. Третья - планка образовательных стандартов. Городом поставлена амбициозная задача - конкурировать с мировыми мегаполисами, а внутри страны сохранять безусловное лидерство.

Четвёртая проблема - забота о детях с ограниченными возможностями. Таких в городе 27 тыс. Необходимо дать им полноценное образование, и лучше всего в обычной школе. Ну а для тех, кому совсем плохо, организуется домашнее обучение. Если ребёнок-инвалид поступает на учёбу в школу, ещё не адаптированную для него, администрация этой школы должна помочь ему адаптироваться, ведь главный принцип программы - создание максимально комфортных условий обучения для всех учащихся без исключения.

Если русский язык не родной

И наконец, пятая проблема - постоянное увеличение количества детей мигрантов. Они концентрируются в определённых общеобразовательных учреждениях, что усугубляет дифференциацию. Подобное положение дел несёт в себе риски для социальной стабильности и культурной идентичности города. В школах и детских садах Москвы около 28 тыс. детей, не имеющих российского гражданства, в том числе 3 тыс. дошкольников. Из них более 15  тыс. крайне плохо говорят по-русски, что, естественно, сказывается на их успеваемости.

Изменить ситуацию можно, если разработать отдельную систему обучения русскому языку как иностранному. Уже в этом году в 245 школах были организованы дополнительные языковые курсы. Разделив 15 тыс. на 245, можно предположить, что на одну такую школу приходится 60 или чуть более детей, занимающихся на курсах русского. Пример положительных изменений - школа № 650, в которой учатся кроме русских дети 11 зарубежных стран. В школе увеличили количество учебных часов по русскому языку, после чего ученики показывают отличные результаты и по языку, и по точным наукам.

Оценивать внедряемые образовательные технологии будут психологи. Они рекомендуют, что именно необходимо включать в столичный стандарт, а что из него вывести. Большая часть школ Москвы (986 учреждений) уже перешла на новую систему финансирования. Новое «подушевое» финансирование позволяет директорам гибче распоряжаться средствами. К примеру, незачем каждой школе оплачивать своего психолога - несколько директоров могут организовать единый психологический центр. Благодаря реализации новой программы удастся совершить революционный рывок от массового к фактически индивидуальному образованию.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах