Из бесплатных кружков в школах остались разве что вышивание крестиком, лепка да шахматы — занятия в основном для младших школьников. Оно и понятно — это дешевле и проще всего для администрации. А вот старшеклассникам, которым найти себе какое-нибудь полезное увлечение ещё нужнее, учитывая всевозможные риски подросткового возраста — наркотики, депрессии, суициды и т.д., — среднестатистическая школа и предложить-то ничего не может. Дворцы пионеров развалились, школы искусств — в процессе развала, бесплатных кружков в районах кот наплакал... По данным Минкультуры, около 30 % детских школ искусств в регионах в аварийном состоянии или нуждаются в капремонте. А ведь именно из этих школ, кружков, домов творчества в своё время вышли многие талантливые учёные, врачи, артисты, спортсмены, признанные сегодня во всём мире.
Всё могут, но не хотят
Недавно президент потребовал от трёх министерств — Минобрнауки, Минкультуры и Минспорта — в ближайшие годы вовлечь в программы дополнительного образования не менее 75 % детей от 5 до 18 лет. Чиновники признают: такой охват достижим. Но куда сложнее обстоит дело с самими образовательными программами. Традиционные кружки советского типа сегодня по своей форме уже устарели, да и не заинтересуют они современных подростков, поглощённых всевозможными гаджетами, искушённых в информационных технологиях намного больше взрослых. «А потому сегодняшним подросткам надо предлагать образование как развлечения, как открытия, как исследования, — считает Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования, руководитель рабочей группы по разработке программы дополнительного образования.
И использовать в том числе сетевые развивающие среды. «Как прогнозировал ряд социальных антропологов, появился третий путь передачи знаний, когда пришедшая молодёжь говорит: мир меняется настолько быстро, что вы не успеваете нас учить, мир совсем другой, чем тот, в котором жили вы, — говорит академик А. Асмолов. — И в этой ситуации возникает особая реальность, в которой не только мы учимся у наших детей, а наши дети начинают обучать нас. Дополнительное образование — главный тренд развития образования в XXI веке, потому что позволяет адаптироваться к изменениям, которые происходят вокруг нас. Какие это изменения? В середине XXI века в год производится больше информации, чем за предыдущие 5 тысяч лет. Количество новой техники каждый год удваивается, у студентов технических профессий через 4 года те знания, которые они получат на первом курсе, уже устаревают. 10 самых востребованных в 2014 году профессий в 2010 году ещё не существовали. Технологии развиваются с бешеной скоростью. Последняя модель айфона в 40 раз мощнее первой. Вдумайтесь в эти цифры! Наши дети живут в иной реальности, чем мы. Поэтому мы предлагаем называть дополнительное образование персональным. По сути, это образование через всю жизнь. И к этому мы должны побудить детей. В своё время знаменитый психолог Лев Выготский очень точно сказал: наш ребёнок бы и знал, и умел, и мог, но ключевая его беда заключается в том, что он не хочет. Вот это мы должны изменить. В частности, магнитом развития становятся интерактивные музеи, где дети, например, могут освоить и нанотехнологии, и биотехнологии, и другие формы реальности».
«Одной из новых форм дополнительного образования в сфере культуры детей мог бы стать детский культурно-познавательный и образовательный туризм, — говорит Алла Манилова, замминистра культуры РФ. — Например, наш недавний проект «Моя Россия — град Петров» позволил 18 тысячам школьников из 31 региона страны посетить Санкт-Петербург, новую сцену Мариинского театра. Для них подготовлена уже новая интерактивная программа — Эрмитаж, Петергоф и др. В этом году мы добавляем ещё 5 маршрутов: «Москва — Золотое кольцо», «Культура Крыма детям» (везём в Крым детей из всех регионов страны), «Сокровища Татарстана» по предложению президента Татарстана, а также два новых — «Петергоф детям» и «Ясная Поляна детям». В частности, Петергоф и Ясная Поляна будут принимать наших юных туристов по программам, связанным с историей, искусствоведением, литературой: литературно-творческие викторины, интерактивные путешествия, творческие занятия и т.д.»
Забыли про овраги…
Концепция дополнительного образования разработана, прошла обсуждение. На бумаге всё расписано. Что дальше? Проблемы…
«Термин "дополнительное образование" у меня вызывает раздражение, — замечает Евгений Ямбург, директор одной из известных московских школ, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук. — Иногда усилия одного кружковода для формирования личности ребёнка стоят больше, чем потуги всего мощного педагогического коллектива, который эту личность душит. Что меня беспокоит? Чтобы мы не пошли по русской пословице: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Эта сфера чрезвычайно ресурсоёмкая. Может быть, даже больше, чем основное образование. Ответственность за финансирование дополнительного образования лежит на местных органах власти. Но если в регионе нет денег — на нет и суда нет. А в депрессивном регионе такие возможности для детей, может быть, ещё нужнее, чем в богатом. Вслед за концепцией должны пойти очень серьёзные шаги, изменения нормативной базы, потому что реально сегодня заработная плата, даже в Москве, в системе дополнительного образования в 6 раз (!) ниже, чем в основном. Это откуда кадры там? Концепция пока — как красивый документ, прогноз, мечтания».
Родителей волнует другое. «Общая нагрузка, которая ложится на детей с учётом общеобразовательной программы и в связи с подготовкой к разного уровня тестированиям, и так уже запредельно велика, — считает Алексей Гусев, ответственный секретарь Национальной родительской ассоциации России, замминистра образования Московской области. — Самодеятельность многих директоров школ, стремящихся сохранить зарплату учителям любыми путями, приводит к превращению развивающих часов в далеко не лучшую форму групп продлённого дня. В итоге дети не успевают и порой физически не могут попадать на занятия в свои центры творчества. Предлагаем ввести регламентацию взаимозачётов внеурочных занятий детей. Родителей интересуют чёткие гарантии со стороны государства в части бесплатности и доступности дополнительного образования. Действующий закон «Об образовании в РФ» этих гарантий не даёт. Не определена судьба совместителей и тех преподавателей, которые не имеют базового педагогического образования. Парадокс в том, что это, как правило, самые активные и интересные педагоги. Невозможно объяснять ребёнку, что его любимый руководитель театральной студии ушёл или уволен только потому, что продолжает работать в театре. Или потому, что у него только актёрское образование. Нужно прописать чёткие критерии к стажу и квалификации педагогов дополнительного образования».
Кто заплатит?
Минобрнауки обещает бесплатность внешкольных занятий для детей сохранить. «Мы одна из немногих стран в мире, в которых дополнительное образование бесплатно для граждан, — подчеркнул Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ. —И в наших планах не только сохранение объёма этих социальных гарантий, но и расширение охвата детей и молодёжи различными видами дополнительного образования. Мы заинтересованы в том, чтобы музеи, картинные галереи, даже цирки, может быть, организации спорта, в том числе профессиональные, становились полноценными участниками образовательного процесса. Мы будем поддерживать такие образовательные программы».
Где взять на это деньги? Нетривиальное решение предложила Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ: «Надо предоставить гражданину право распоряжаться небольшой частью своего подоходного налога, направляя его на дополнительное образование: развитие спортивных проектов, культурных, в том числе образовательного туризма. Эта практика распространена в Испании, Италии, Венгрии, Чехии, Франции. Она даёт очень серьёзные результаты ответственного отношения к распоряжению этими возможностями».