Что положить в портфель?
Сотни школ, уже закупивших впрок учебники, выкинули миллионы бюджетных рублей. Более того, их учителям придётся теперь срочно перестраивать свои учебные программы. Когда? Видимо, во время летних отпусков. Переживём, раз нужно защитить детей от некачественных книжек. Вот только... среди забракованных оказались почему-то лучшие на сегодня развивающие учебники: культовые пособия Л. В. Занкова, все учебные материалы для 1-11-х классов «Школа 2100», учебники математики Л. Г. Петерсон. Под запретом - признанные лучшими учебники английского Enjoy English, учебник русского языка С. И. Львовой.
Бред? Ещё какой! «По учебникам «Школа 2100» занимались большинство учащихся начальной школы, которые обеспечили России в 2006 г. лидирующие позиции в мире по грамотности чтения (система PIRLS), - говорит Олег Смолин, первый зампред Комитета ГД по образованию. - В Коми по ним сейчас учится 60% школьников, в Удмуртии - 55%, в Новосибирской области - 34%, в Калининградской - 15%. По системе Занкова учатся дети в Японии, Китае, Норвегии и во многих других странах. По учебникам Людмилы Петерсон занимались большинство членов сборных команд российских школьников, выступающих на международных олимпиадах».
А судьи кто?
В Минобрнауки объясняют: учебник Л. Петерсон получил отрицательное заключение педагогической экспертизы. «В нашей школе дети учатся по математике Л. Петерсон с 1995 г., - говорит Марина Думина, завуч московской школы № 1254 с углублённым изучением информатики. - Это пособие даже у детей, не имеющих способностей к математике, развивает логическое мышление. Более того, учебник прививает любовь к математике. Вы видели когда-нибудь, чтобы дети кричали «Ура!», когда им объявляешь о контрольной? У нас - такие. Мы проводили сравнение: оказалось, у четвероклассников, которые учатся по Петерсон, показатели успешности - от 75 до 85%, то есть почти все дети знают предмет на «4» и «5». У тех, кто занимается по другим учебникам, - всего 9%. Может, кто-то хочет заработать деньги на издании своих учебников? Но непонятно, почему дети должны страдать».
Почему учебники исключили из федерального перечня? Многие - по чисто формальным причинам, говорит Олег Смолин. Например, если издательство представило вместо подлинников копии экспертных заключений, слишком поздно подало документы и т. п. А Петерсон, говорят, запретили за непатриотичность - там не только отечественный крокодил Гена счётом занимается, но и шведский Карлсон. «Произошла подмена целей: вместо повышения качества учебников - сокращение их числа, причём любой ценой», - уверен депутат. Общественная палата и депутаты требуют от Минобрнауки пересмотреть вопрос. Родители и педагоги уже собрали более 50 тыс. подписей в поддержку учебников, доказавших свою эффективность.
Почему же хорошую идею - обеспечить детей качественными учебниками - довели до абсурда? Дело не только в крючкотворстве бюрократов из Научно-методического совета по учебникам при Минобрнауки. Истинная причина - это передел рынка учебного книгоиздательства. Изготовление школьных учебников - очень прибыльный бизнес, не зависящий ни от каких кризисов, ведь учиться-то дети будут всегда. Если посмотреть, учебники каких издательств в основном остались в федеральном перечне, а какие выкинули по непонятным причинам, то несложно понять, к кому в руки плывёт этот лакомый кусок.