В последнее время Московскому государственному университету страшно не везёт. Прославленный вуз раз за разом оказывается втянут в чрезвычайно неприятные истории, волей-неволей бросающие тень на университет.
Очередной скандал отдалённо напоминает произведение Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». Выяснилось, что некто для достижения своих целей решил воспользоваться авторитетом не только живых, но и покойных сотрудников МГУ.
Высшая школа фальсификации
Всё началось с того, что сотрудник НИИ механики МГУ Андрей Хохлов случайно обнаружил, что 4000 сотрудников университета поставили подписи в поддержку строительства в районе Раменки нового здания для гимназии № 1306. Хохлов, сам проживающий в Раменках и знавший о том, что новое строительство вызвало протесты у местных жителей, решил поинтересоваться, кто же из его коллег поддержал неоднозначную стройку.
К его удивлению, среди подписантов обнаружилось немало друзей и знакомых. Но, когда Хохлов обратился к этим людям напрямую, выяснилось, что они понятия не имеют ни о какой гимназии 1306 и, разумеется, никаких петиций не подписывали.
После этого возмущённые сотрудники механико-математического факультета провели тотальную проверку подписей и обнаружили, что практически все они не являются подлинными. Больше того, в документе фигурировали и подписи профессоров и преподавателей, которых уже нет в живых.
Под петицией фигурировали подписи сотрудников почти 20 факультетов МГУ, и они вслед за коллегами с механико-математического факультета стали сообщать о том, что за них расписался кто-то другой.
– Сразу несколько знакомых прислали ссылку на группу в Facebook'е, которая занимается отслеживанием этой истории, — рассказала АиФ.ru Юлия Идрис, с 2006 по 2009 годы являвшаяся преподавателем филологического факультета МГУ. — Там же лежат сканы с подписными листами. Знакомые написали, что я в них тоже есть. Полезла смотреть и с удивлением обнаружила среди сканов свои ФИО. Подпись моя выглядит так, как будто человек, который её сделал, видел мою подпись и пытался её срисовать, а не просто от себя расписался. При этом совсем не похоже на мой почерк, и самое смешное, что на момент даты указанной (2 ноября 2013), когда я якобы подписывала эти бумаги, я уже не работала в МГУ. Из этого можно заключить, что мошенники пользовались какими-то старыми рукописными базами сотрудников университета, актуальными до 2009 года. В списках есть умершие. Туда записали ряд деканов. Я уверена, что эти люди не спустят всё на тормозах. Попали туда и историки, которые по совместительству депутаты Госдумы. Такое ощущение, что некоему агентству заказали необходимое количество подписей, и те действовали, как умели.
Здесь, что называется, «запахло жареным». Директор гимназии 1306 Елена Спорышева, как сообщают «Московские новости», поспешила заявить, что сама гимназия подписи не собирала, а «люди в управу приходили, там расписывались». Однако очевидно, что ни личных, ни коллективных походов сотрудников МГУ в районную управу с целью поддержки гимназии не было и в помине.
Наконец, о том, что тысячи подписей сотрудников МГУ сфальсифицированы, РИА Новости заявил лично ректор МГУ Виктор Садовничий. При этом он заметил, что фальсификаторы воспользовались старыми базами данных о сотрудниках, и именно поэтому в числе подписантов оказались и «мёртвые души». Сам ректор МГУ считает, что разбираться с тем, кто осуществил фальсификацию, должны соответствующие органы. А инициативная группа сотрудников МГУ уже собирает заявления в прокуратуру от тех, чьими именами решили незаконно воспользоваться.
Противоречивая гимназия
Самое время узнать, что собой представляет гимназия № 1306. Надо сказать, что репутация у этого заведения чрезвычайно неоднозначная. Открытая в 2001 году гимназия носит гордые наименования «Школа молодых политиков» и «Ассоциированная школа ЮНЕСКО». Отзывы о качестве обучения в ней разнятся от крайне положительных до резко отрицательных. При этом гимназию обвиняют в высокой стоимости обучения и большом вступительном взносе. Впрочем, речь идёт об анонимных отзывах в интернете, так что достоверность подобных сведений весьма относительна.
Но вот что интересно — сама гимназия заявляет о себе как об одном из лучших учебных заведений Москвы, однако в списке 400 лучших школ гимназий и лицеев столицы, составленном столичным Департаментом образования, не фигурирует.
Бессменным директором школы является Елена Спорышева, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, выпускница филфака МГУ. Она попадала в поле зрения «Диссернета», поставившего под сомнение оригинальность диссертации на соискание степени доктора педагогических наук. Впрочем, подобными вещами ныне уже вряд ли кого удивишь.
Хуже другое — как минимум у части жителей сложилось о гимназии чрезвычайно негативное впечатление. Её обвиняли в том, что она пыталась «поглотить» соседнюю школу, однако наткнулась на жёсткое сопротивление её коллектива и родителей учащихся там детей. Противники гимназии утверждают, что обучаются в ней не местные жители, а дети состоятельных родителей из других районов столицы.
Конфликт разрешат на «круглом столе»?
Что касается строительства, вокруг которого разгорелся спор, то оно запланировано в соответствии с инвестиционной программой правительства Москвы, предполагающей строительство блоков начальных классов для московских школ и гимназий. Не для всех, а только для избранных. Гимназия 1306, не входящая в списки лучших Департамента образования, в число избранных попала. На новое строительство выделено 278 миллионов рублей.
Главное недовольство противников строительства вызвало то, что новый корпус школы окажется на традиционном пути передвижения местных жителей, и им придётся обходить гимназию длинным кружным маршрутом. Не самый, надо сказать, убедительный аргумент.
Как бы то ни было, но на данный момент спор де-факто решён в пользу гимназии. Однако разразившийся скандал грозит, если не сорвать строительство, то как минимум окончательно подорвать репутацию «Школы молодых политиков».
По данным общественников, уже 12 февраля должен состояться круглый стол с участием префекта Западного округа Алексея Александрова, главы Департамента образования Москвы Исаака Калины, представителей гимназии, а также членов инициативной группы МГУ.
К какому решению могут прийти стороны, пока непонятно. Ясно одно — меньше всего Московскому госуниверситету хотелось бы быть вовлечённым в ещё один громкий скандал.
Как в МГУ сокращали без сокращения
Только в ноябре 2013 года наделало шума обращение преподавателей МГУ к президенту России Владимиру Путину. В нём несколько десятков сотрудников университета сообщали, что запланированное в «майском указе» Путина повышение заработных плат преподавателям осуществляется за счёт сокращения части сотрудников университета.
Ректор МГУ Виктор Садовничий в ответ заявил, что «появившиеся в сетях слухи о сокращении научных сотрудников в МГУ не соответствуют действительности. Мы, как и другие университеты, принимаем меры по повышению заработной платы профессорско-преподавательскому и научному составу во исполнение поручения президента и постановлений правительства». Однако активисты указали на переписку на сайте «Электронной приёмной МГУ», где в ответ на вопрос о сокращениях представитель университета утверждал, что сокращений нет, а «проводится ряд мероприятий по повышению заработной платы научно-педагогическому персоналу с использованием внебюджетных средств и средств экономии фонда заработной платы вакантных единиц». Если перевести с канцелярского на русский, это означает только одно — сотрудников в МГУ действительно увольняли, только официально «сокращениями» это не называли.
Понятно, что такие манёвры не лучшим образом характеризуют ректора Садовничего и его подчинённых.
«Дело Андриянова»
Но ноябрьский скандал — это мелочи по сравнению с конфликтом вокруг «Школы Колмогорова», директором которой после последних президентских выборов стал горячий сторонник Путина и «Единой России» Андрей Андриянов. Кандидатуру эту одобрил лично ректор Садовничий. Однако «Клуб выпускников школы Колмогорова», членов которого смутила и политическая активность нового директора физико-математической школы, и то, что он по образованию химик, стал пристально изучать биографию и научную деятельность Андриянова.
Это изучение закончилось обнаружением плагиата в кандидатской диссертации Андриянова по истории, которую он защищал в Московском педагогическом государственном университете. Упрямый директор «Школы Колмогорова» не уходил с должности до тех пор, пока скандал не приобрёл всероссийский масштаб. В итоге его разоблачение стало первым в целой цепи «диссертационных скандалов», которые не прекращаются и по сей день. А поскольку Садовничий поддерживал Андриянова до последнего, то чёрное пятно после этой истории легло и на ректора МГУ.
Перед нашим высшим образованием ставятся большие задачи, и МГУ как флагман должен первым штурмовать вершины университетских рейтингов мира. А пока дело обстоит так, что в МГУ можно выпускать свою «бульварную газету» — скандальной хроники с участием университета более чем достаточно.