11 июля 2019 года в Общественной палате России состоялась встреча представителей экспертного сообщества, посвященная рассмотрению экологических рисков реализации Майского указа президента страны в отношении внедрения НДТ в АПК. В мероприятии приняли участие члены Экспертного совета при Комитете СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, РСПП, ТПП, РАПУ, представители экологической общественности.
Как указал в своем выступлении руководитель Отраслевой рабочей группы по экологии Российской ассоциации производителей удобрений Николай Нефедьев, в указе президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» отмечена необходимость создания в агропромышленном комплексе высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора. Он должен развиваться на основе современных технологий и обеспечиваться высококвалифицированными кадрами.
Значительная часть нетаможенных барьеров при расширении российского экспорта на рынки государств-членов ЕС, США и других развитых стран формируется с использованием избыточных требований к экологической составляющей российской продукции. Важнейшим инструментом снятия таких барьеров является «применение всеми объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий».
Исполнительный директор Национального центра оценки наилучших доступных технологий Борис Боравский указал на основные экологические риски реализации указа президента РФ в части внедрения НДТ на предприятиях АПК, это в том числе:
— несоответствие исходной идеологии НДТ, принятой во всем мире: НДТ — это не только соответствие по маркерным веществам, но и реализация определенных технико-технологических решений, системы экологического менеджмента и др. (не определяемых количественно);
— риски для отечественных предприятий АПК, относящихся к I и II категории, в части выполнения требований контрольно-надзорных органов в случае применения системы экологического регулирования, основанной на использовании НДТ, в том виде, в котором она сформирована на сегодняшний день;
— отсутствие основы для технологического нормирования сбросов в двадцати шести справочниках по НДТ;
— необходимость корректировки более 80% справочников по НДТ, которые созданы для различных отраслей, где образуются сточные воды: необходимость приведения технологических показателей хотя бы в приблизительное соответствие с действующими нормативами либо дополнения требований специальным справочником;
— сведение роли отраслевых министерств и Минприроды России только к консультативным функциям, а Росприроднадзора — к чисто технической функции (принятие заявок на получение комплексных экологических разрешений (КЭР), анализ подаваемых документов на их полноту, выдача/отказ в получении КЭР);
— необходимость выработки Минпромторгом России четкого прозрачного механизма, позволяющего провести сопоставление применяемых на предприятиях АПК технологий с НДТ, указанными в ИТС;
— необходимость создания методических указаний по подготовке заявок на получение комплексных экологических разрешений, на что обратил внимание представитель АО «ОХК «Уралхим».