Примерное время чтения: 8 минут
1120

Экология и РОП. Кто должен обеспечить переработку упаковки?

Сюжет Госдума 2021

Система расширенной ответственности производителей, согласно которой производители товаров должны самостоятельно утилизировать отходы, возможные для переработки (либо платить экосбор в бюджет), начала действовать в России в 2015 году. В Федеральном законе ФЗ № 89 с запуском реформы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) были закреплены основные принципы экономического регулирования: уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот, платность размещения отходов, экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами. Однако на практике эта система не работает. По данным Минприроды, в рамках экосбора в бюджет поступает всего около 3 млрд руб. в год, а население платит за вывоз мусора 180 млрд руб. В правительстве РФ на протяжении 2020 года не раз говорили о том, что в стране массово не появились мощности по переработке отходов, население фактически полностью оплачивает утилизацию отходов, предприятия не заинтересованы в использовании более экологичных материалов. Почему это происходит, «АиФ» решил уточнить у известного эколога, депутата Государственной думы РФ Александра Фокина.

Александр Фокин.
Александр Фокин. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Что такое РОП и кто является загрязнителем?

«Понятие расширенной ответственности производителей основано на ключевом принципе „загрязнитель платит“. В своем послании Федеральному собранию в начале 2020 года президент РФ Владимир Путин также подчеркнул этот принцип. Именно загрязнитель окружающей среды должен финансировать утилизацию отходов, являющихся по факту вторсырьем, и вовлечение их в производство нового продукта. Но кто на практике сегодня является этим „загрязнителем“? 

Примерно 70% ТКО в России — это упаковка. Это пластик, стекло и различные формы картона или бумаги, в которые упакованы товары. В 2020 году на фоне пандемии также в разы возросло производство отдельных товаров для фасовки продуктов, доставляемых курьерами из ресторанов, кафе и от других производителей. В цепочке производства и потребления можно выявить три типа загрязнителей: производителей непосредственно упаковки (бумаги, картона, пластиковой тары и т. д.), производителей товаров в упаковке и людей, которые эти товары потребляют. Как мы видим из данных Минприроды, основная финансовая нагрузка по обращению с ТКО лежит сегодня на плечах населения, то есть, вопреки законодательству, именно потребители по факту являются „загрязнителями“. Для решения проблем с переработкой отходов этот факт ничего не даёт.

Мы понимаем, что после возложения финансового бремени на население проблема с вовлечением упаковки во вторичный оборот за много лет так и не сдвинулась с мертвой точки. Да, в некоторых регионах стали появляться пункты сбора макулатуры и другого вторсырья, стали появляться два вида мусорных контейнеров — для общих и для перерабатываемых отходов, — однако доля переработки отходов и вовлечения их во вторичный оборот до сих пор не превышает 7% в целом по стране. В то время как указ президента РФ требует довести долю переработки, например, упаковки до 100% к 2030 году. Такими темпами эта цель точно не будет достигнута по двум причинам. 

Во-первых, какими бы сознательными в экологическом плане ни были граждане, материальных стимулов для раздельного сбора мусора пока нет и не предвидится, а администрировать с помощью какого-то контроля более 140 миллионов жителей страны неимоверно дорого и чревато возрастанием социальной напряженности. Во-вторых, у региональных операторов ТКО сегодня в подавляющем большинстве просто нет средств даже для создания инфраструктуры сбора перерабатываемых отходов — правильных контейнерных площадок и раздельного вывоза мусора, — не говоря уже о дальнейшей сортировке и утилизации. Мы это тоже видим: в считаных регионах есть баки для раздельного сбора отходов, и ситуация быстро явно не меняется.

Почему не работает РОП производителей товаров?

Таким образом, из реальных источников финансирования переработки упаковки остаются только два типа „загрязнителей“: производители товаров в упаковке и производители самой упаковки. Опыт ЕС это также доказывает: ключ к решению проблемы коммунальных отходов в полноценном внедрении системы РОП в отношении упаковки как можно скорее. Именно компенсация в полном объеме расходов на организацию раздельного сбора, транспортировку и обработку отходов упаковки позволила решить мусорную проблему в большинстве европейских стран. 

Как уже говорилось, сегодня „расширенная ответственность производителя“ возложена на производителей товаров. Но опять-таки, как заявляет правительство РФ, за пять лет существования этого механизма РОП ситуация не изменилась. Главная причина — низкий экосбор и вообще вовлеченность производителей товаров в упаковке в реформу ТКО обусловлены тем, что администрировать сотни тысяч предприятий (до 5 миллионов юридических лиц и предпринимателей) очень сложно и дорого. Проще, чем 140 миллионов жителей, но все равно сложно и дорого. От небольшой пекарни, которая продает осетинские пироги навынос, до крупных производителей соков и прохладительных напитков миллионами упаковок и бутылок — практически все производители этих товаров считают их в штуках. В пакетах молока, в бутылках лимонада, в порциях пиццы. Отследить миллиарды единиц продукции, выделить из них вес упаковки и просто рассчитать размер экосбора, не говоря о качественном контроле показателей со стороны государства, очень нелегко. Ведь экосбор рассчитывается от веса. 

Судите сами по издательскому бизнесу: газеты и журналы издаются и продаются определенным тиражом. При этом в одной и той же газете один номер может включать 24 полосы, а следующий — 48 газетных полос. То есть при одном и том же тираже вес бумаги может меняться буквально в разы от недели к неделе. А учет построен на тираже, на единицах продукции. То есть, чтобы определить размер экосбора, придется каждый раз взвешивать тираж? В десятках типографий, если издание выходит в разных регионах? Довольно странный способ вычисления — из штук в вес. И, когда правительство РФ говорит об усилении администрирования, контроля за фактической утилизацией и других административных мерах воздействия на товаропроизводителей, возникает вопрос: а зачем так усложнять задачу? Ведь в стране всего 4129 производителей упаковки и просто бумаги, администрировать которых намного легче.

Ответственность производителей упаковки

В 2020 году мы подготовили законопроект „О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“, касающийся переноса РОП на производителей именно упаковки, а не товаров в ней. Этот шаг имеет ряд преимуществ по сравнению с существующим положением дел.

Во-первых, как уже говорилось выше, это значительно упростит администрирование и контроль над выполнением законодательства. Четыре тысячи производителей упаковки контролировать гораздо эффективнее, чем сотни тысяч производителей товаров и услуг. И производителям бумаги, пластиковых бутылок и стекла в тоннах посчитать свою продукцию гораздо проще, чем вес картонной упаковки производителям пиццы. Следовательно, размер получаемого экосбора как минимум возрастет в разы. Эти деньги можно будет направить на создание инфраструктуры по раздельному сбору и переработке отходов. По нашим расчетам, сумма экосбора за год должна увеличиться в 11 раз, ориентировочно до 33,8 млрд рублей при существующих ставках.

Во-вторых, эта мера не вызовет дополнительных расходов на администрирование товаропроизводителей, которые так или иначе возникнут при контроле сотен тысяч предприятий. А расходы возникнут немалые. К тому же, если непосредственный расчет экосбора возложить на производителей товаров, это и у них вызовет дополнительные расходы, которые они могут либо перенести на кошелек конечного покупателя, увеличив цены, либо уменьшить прибыль и соответствующие отчисления с нее. То и другое — дополнительные проблемы.

В-третьих, если есть опасения насчет роста цен на товары из-за удорожания упаковки, то уверен, что этого не произойдет. Вес упаковки к весу товара обычно составляет очень небольшую долю. По нашим расчетам сумма экологического сбора на упаковку товаров, включенных в состав минимальной потребительской корзины, составит: 

  • На упаковку из бумаги и картона — 29 руб. 47 коп. в год; 
  • На пластиковую упаковку — 122 руб. 50 коп. в год; 
  • На упаковку из стекла — 22 руб. 04 коп. в год; 
  • На металлическую упаковку — 4 руб. 29 коп. в год.

Итого — 178 рублей в год на человека. Годовая сумма минимального размера оплаты труда составляет 150 000 рублей в год. Так что, если и будет рост, обусловленный именно экосбором, он составит всего 0,1%. Понятно, что производители упаковки могут воспользоваться увеличением суммы экосбора и поднять цены, но объективной причины для этого нет, да и контролировать этот процесс будет гораздо легче.

Кроме того, в перспективе опережающий темп роста заготовки полезных компонентов, извлекаемых из отходов, создаст профицитное давление на этот рынок и обеспечит снижение цен как на извлекаемые полезные компоненты, так и на продукцию их переработки, тем самым снизив нагрузку на население. Проще говоря, из картона создать картон дешевле, чем из леса.

Но главное — это экологический эффект. Такое изменение законодательства даст реальную возможность производителям упаковки в меньшей степени использовать лес и другие природные компоненты в ее производстве и выйти на максимальное использование вторсырья. У этих предприятий появится реальный стимул. А Минприроды таким образом сможет достичь целевых показателей национального проекта „Экология“. Мне очень бы хотелось, чтобы в правительстве РФ еще раз обратили внимание на эти аргументы».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах