Примерное время чтения: 7 минут
638

Читатели выбрали худшую дорогу страны!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. Иномарки резко подешевеют? 29/02/2012
Письмо не дошло до адресата. Фото прислал Дмитрий Гармишев

Акция «АиФ» стартовала в сентябре. И сейчас мы вынуждены признать: мы такого не ожидали. Не ожидали, что, несмотря на постоянные декларации - «Построим, отремонтируем!» - и огромные денежные вливания, качественных дорог мало. Не ожидали, что дорожные службы всех уровней, к которым мы обращались за комментариями, будут очень часто посылать нас сами знаете куда, потому что нечего ответить! И не ожидали, что людям так всё это надоело. Они не прощают дорожникам колдобины и за повреждённые на них авто подают в суды, они выучили ГОСТы и ТУ и сантиметровой лентой измеряют глубину ям, тратят свои деньги на химический анализ дорожного покрытия. «АиФ» в этой борьбе на стороне граждан. 

Нажмите для увеличения

Кедровские грязи

Худшая дорога России: Кедровый — Парбиг (смотреть результаты голосования на сайте)

Город Кедровый, что в 350 км от Томска, - из тех населённых пунктов, которые не имеют постоянного сообщения с дорожной сетью России.

Добраться туда можно лишь зимой, когда грязь замерзает. В остальное время продукты в город завозят на «КамАЗах», а обычные машины иногда застревают на дороге на несколько суток. Виной всему 120-километровый участок между Кедровым и селом Парбиг.

По словам Николая Конырева, бывшего мэра Кедрового, строить дорогу начали 25 лет назад - примерно в то же время, что и сам город. Но грянула перестройка, затем развалился Союз, и дорогой заниматься стало некому. «Всего пары лет не хватило, а так бы достроили», - сокрушается Николай Алексеевич. К счастью, переходы через реки и ручьи дорожники соорудить успели. Но путешествие по этим местам - настоящий экстрим.

«В апреле мы ехали из Томска на грузовике «ГАЗ-66» - всего 18 пассажиров, - вспоминает одна из кедровчанок. - Никто не удосужился предупредить людей, что несколько «у­азиков» уже сидят в грязи больше суток. Колеи, трясучка, пробуксовка. Нас кидало в машине, как шары на биль­ярдном столе. Периодически мы застревали, выкарабкивались, но наконец сели крепко…

Пошли вторые сутки «путешествия». Воду и продукты все пассажиры выложили на «общий стол» и делили на всех поровну в режиме жёсткой экономии. Чтобы выйти в туалет, по очереди надевали единственную пару резиновых сапог, делились тёплыми вещами. Печку включали время от времени - берегли топливо. К нам на помощь из Кедрового вышли два «уазика», но не прошли и 50 км, как их засосало в грязь. После второй бессонной ночи на дороге появился трактор «Кировец». Срезая ковшом колеи и рытвины, с трудом расчищая дорогу, на тросе он дотащил наш «ГАЗ» до самого города».

Остаётся только дожидаться трактора. Фото прислал Дмитрий Гармишев

Чтобы наконец проложить в Кедровый нормальную дорогу, нужно примерно 4 млрд руб. В городе живут всего 4 тысячи человек - получается по 1 млн с каждого. Но и для всей области эта сумма немыслимая.

Губернатор Виктор Кресс, который в марте покинет свой пост, попытался было сэкономить: песок и гравий поручил добывать прямо в районе строительства, чтобы не везти их издалека. Но в конце 2011 г., посетив дорогу, он сокрушённо констатировал: «В прошлом году на дорогу мы выделили 10 млн руб. В этом я выделил ещё 50. Но как не было проезда, так и нет».

Тем временем этот маршрут - единственный наземный путь к местным нефтяным и газовым месторождениям. «Для перевозки рабочих и грузов нефтяники и газовики нанимают тяжёлую технику, - рассказывает Леонид Зварич, нынешний мэр Кедрового. - Нескольких вылазок им хватает. А нам остаётся разбитая дорога. Ведь там глина, грунт. Они не рассчитаны на нагрузку в 40-60 тонн. Формально их за это наказывают, если, конечно, поймают, - штрафом 50 руб. за 100 км ущерба. Но разве нам это поможет? Мы уже и шлагбаумы ставили - ломают. В 2011 г. наша администрация взяла эту дорогу на содержание. Что могли - сделали. А с 1 февраля этого года её передали в ведение ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области». Думаю, его руководству необходимо убедить областных депутатов принять решение о пополнении дорожного фонда, из которого выделят деньги».

А пока кедровчане с ужасом ждут весны.

Секрет ровного асфальта

По такой деревенской улице можно и на шпильках пройтись. Фото Татьяны Черных

Белгородчина - российский феномен. Почти все дороги (92,5% автодорог общего пользования, по данным на 2011 г.) здесь имеют твёрдое покрытие. До 2017 г. планируется связать качественными трассами Белгород и все райцентры, а главные города области - между собой.

В чём секрет? На Белгородчине действуют долгосрочные целевые программы, связанные с развитием дорожной сети и транспортной инфраструктуры. Только в 2011 г. их финансирование составило 15,2 млрд руб. - это в 2,3 раза больше, чем в 2010 г. Откуда берутся деньги?

                                                               
Справка
В марте 2011 г. Госдума приняла закон об учреждении федерального дорожного фонда. В 2011 г. его размер составил 387 млрд руб. Главные источники финансирования - федеральный бюджет (254 млрд руб. плюс ежегодная индексация по инфляции) и акциз на бензин, дизельное топливо и масла. Средства направляются на проектирование, строительство и капремонт автотрасс. С 2012 г. в субъектах формируются региональные дорожные фонды.

Из регионального бюджета на строительство дорог направляют поступления транспортного налога, который, кстати, в Белгородской области один из самых высоких в стране (сборы 2011 г. - 1,4 м­лрд руб.) С 1 января начал работать областной дорожный фонд, где будут аккумулироваться все средства на дорожное строительство, в том числе и транспортный налог. Но дело не только в деньгах. «В регионе приняты новые стандарты дорожного строительства, - говорит его глава Евгений Савченко. - Оценить их уже можно на первой магистрали. Впервые в тело дорожного полотна заложены слой бетона и сетка. Это новое качество». Километр такой дороги обходится в 70 млн руб. - в 5 раз дешевле, чем в среднем по России. Чтобы обеспечить надёжность покрытия, область заключает с подрядчиками договора полного цикла: обслуживание дорог на весь период эксплуатации ляжет на плечи тех, кто их строил. Такова практика и за рубежом. Построил некачественно - ремонтируй за свой счёт. Когда этот опыт распространится на всех?

Материалы подготовили: Андрей Губский («АиФ - Томск»), Оксана Зотикова, Индира Кодзасова, Полина Молоткова, Татьяна Черных («АиФ - Белгород»)

Оцените материал
Оставить комментарий (9)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах