aif.ru counter
10131

Зоркий Серафим. Корреспондент «АиФ» побывал на борту самолета-разведчика

Статья из газеты: АиФ №8 19/02/2014

Что увидел экипаж уникального российского военного самолёта в Чёрном море и зачем в члены экипажа посвящают ударом... мягкого места о шасси, лично узнал обозреватель «АиФ», первым из журналистов поднявшийся на борт.

При взлётной массе 190 тонн А-50 в воздухе смотрится довольно изящно.
При взлётной массе 190 тонн А-50 в воздухе смотрится довольно изящно. © / Сергей Осипов / АиФ

Охота на самолёта

- Блин! - вырвалось у меня, когда я увидел то, что этот самолёт взгромоздил себе на спину.

- Это на сковородке - блин, - обиделся подполковник Владимир ­Касаткин. - А у самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 - обтекатель антенны РЛС кругового обзора.

- Летать не мешает?

- Наоборот, помогает - в полёте работает как дополнительное крыло. Диаметр - 10,8 метра, площадь, стало быть, под 35 квадратов. У многих квартира меньше...

Новейший А-50 У с бортовым номером 33. Если более старые самолеты видят цель за 400 километров, то этот за 600
Новейший А-50 У с бортовым номером 33. Если более старые самолеты видят цель за 400 километров, то этот – за 600. Фото: АиФ / Сергей Осипов

Именно благодаря такому обилию несущих поверхностей А-50 здесь называют «шестикрылым серафимом». «Здесь» - это на аэродроме Иваново-Северный, где базируется единственная в России воинская часть, вооружённая летающими радарами.

А подполковник Касаткин отвечает в ней за самое главное - боевое применение.

Кабинный экипаж за работой. Железные ящики сверху бортовой компьютер
Кабинный экипаж за работой. Железные ящики сверху – бортовой компьютер. Фото: АиФ / Сергей Осипов

А-50 создан на базе старого доброго транспортника Ил-76. Вход в огромный самолёт - по несерьёзной в сравнении с его размерами стремянке с правой стороны фюзеляжа. Пока лётный экипаж прогревает двигатели, свои места занимают 10 человек кабинного экипажа - те самые спецы, ради работы которых самолёт сейчас поднимется в воздух. Каждый сидит перед круглым телевизором, по экрану которого, как заведённый, бегает зелёный лучик. По-умному эта штука называется индикатором кругового обзора.
Настоящая работа начинается только на высоте 10 километров. На краю экрана одного из операторов РЛС появляется зеленоватая отметка наподобие компьютерного курсора, рядом - строчки каких-то цифр. Непосвящённому они ни о чём не говорят, но экипаж сразу понимает: это чужой самолёт, на который надо навести свой истребитель. А вот и свой истребитель появился на другой стороне экрана. Воздух внутри А-50 сгущается от охотничьего азарта. Даром что и добыча, и преследователь часом ранее взлетели с одного аэродрома.

Оператор наведения перед индикатором кругового обзора
Оператор наведения перед индикатором кругового обзора. Фото предоставлено Сергеем Осиповым

Задом об колесо

В советские времена успели построить около 30 А-50. Десяток сейчас базируется в Иванове, на трёх самолётах только что здорово модернизировали радиоэлектронику. Если старые «серафимы» видели крупную воздушную цель за 400 км, то новые А-50У - за 600. Нынче эти самолёты востребованы как никогда, их экипажи налётывают в год по 200 часов - почти вдвое больше, чем в среднем по ВВС. Если там, где нет наших наземных радаров (например, над нейтральными водами), работает российская авиация, обязательно вызывают «шестикрылого». Задачи от руководства сыплются постоянно. Ведь каждый А-50 таскает этот радар с собой, как черепаха панцирь.

- В январе с дальней авиацией летали на Дальний Восток к самой Японии, - продолжает Касаткин. - До этого работали над Баренцевым морем и Балтикой. А в начале февраля летали над Чёрным морем. Видели, например, американские боевые корабли, только что прошедшие через Босфор и Дарданеллы.

- Иностранные истребители над нейтральными водами не досаждают?

- По-разному. Один подойдёт на 300 метров, выполнит учебную атаку - и домой. А другой зачем-то лезет вплотную, «крыло сосёт», как говорят в авиации...

А-50 заходит на посадку
А-50 заходит на посадку. Фото предоставлено Сергеем Осиповым

Договорить мы не успели. Шасси уже скребли посадочную полосу: полёт закончился. Впрочем, это ещё не конец истории. На бетонке четверо лётчиков схватили меня за руки, за ноги и трижды ударили задницей о переднее шасси. Есть у них такая милая традиция посвящения в члены экипажа. Я долго думал: почему именно задницей? А потом понял! А-50 без дозаправки может висеть в воздухе по 6 часов, и всё это время экипаж проводит пристёгнутым к креслу. Как бы интенсивно ни работали лётчики головой и руками, этот орган всё равно страдает сильнее.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие прививки рекомендуется сделать детям перед школой?
  2. Что случилось с Никитой Михалковым?
  3. Можно ли остановить машинку во время стирки?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ