Закладка двух дизель-электрических подводных лодок проекта 677 «Лада» состоится в 2022 году на санкт-петербургском предприятии «Адмиралтейские верфи», сообщил глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. На предприятии все готово для начала строительства, но точные даты закладки двух новых ДЭПЛ определит заказчик — Минобороны России. Главный вопрос относительно новых субмарин — будет ли у них революционная энергоустановка на водородном топливе.
Дело пошло на «Ладу»
ДЭПЛ проекта 677 типа «Лада» относятся к четвертому поколению неатомных субмарин, они являются развитием субмарин проекта 877 «Палтус». Они предназначены для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями, для поражения береговых объектов вероятного противника, постановки минных заграждений, транспортировки подразделений и грузов специального назначения.
Водоизмещение подлодок проекта 677 «Лада» — 1765 тонн, длина корпуса — 66,8 метра, ширина — 7,1 метра. Подводная скорость — до 21 узла, глубина погружения — до 300 метров, автономность — 45 суток. Экипаж — 36 человек. ДЭПЛ оснащены шестью 533-мм торпедными аппаратами. Боезапас — 18 торпед. Подводные лодки проекта 677 несут крылатые ракеты «Калибр».
Контракт с военным ведомством на постройку двух субмарин был заключен в июне 2019 года.
Тише едешь, дольше будешь
«Лада» является одним из самых амбициозных проектов ВМФ России. Постройка субмарин сильно затянулась из-за долгой разработки революционной энергоустановки с применением водородного топлива, поэтому пока в них устанавливают обычные дизель-электрические двигатели. Однако уже сейчас производимый подлодкой уровень шума не превышает показатели обычных звуков моря, таким образом, это низкошумная субмарина.
Теоретически, после установки воздухонезависимой энергоустановки их шумность окажется даже ниже фонового уровня в море. То есть обнаружить их будет практически невозможно. Однако какая именно установка будет на новых подлодках, информации нет. Установка на водородных топливных элементах обеспечивала бы лодке возможность не всплывать на поверхность до трех недель.
Водород, в целях безопасности, планируется не хранить на борту в баках высокого давления, а вырабатывать из дизельного топлива и кислорода.
Собратья по проекту
Головная подлодка проекта 677 «Санкт-Петербург» с 2010 года находилась на Северном флоте в опытной эксплуатации, которую планировали завершить до начала 2017 года, но не успели. На воду она была спущена в 2004 году. В апреле 2020 года она прибыла на Кронштадтский морской завод для проведения модернизации. В конце сентября 2021 года было объявлено, что опытная эксплуатация субмарины завершена.
Подлодку проекта «Кронштадт» заложили на «Адмиралтейских верфях» в 2005 году. Строительство приостанавливалось и было возобновлено лишь в 2013 году. В сентябре 2018 года подлодку спустили на воду. В декабре 2021 года начались ходовые испытания «Кронштадта». В апреле предприятие «Адмиралтейские верфи» сообщило, что второй этап заводских ходовых испытаний подводной лодки «Кронштадт» проекта 677 завершился.
«Адмиралтейские верфи» достроили подлодку «Кронштадт» по скорректированному проекту, опираясь на результаты опытной эксплуатации «Санкт-Петербурга». По сравнению с предшественником, на ней усовершенствовали навигационную систему и установили более тихую и мощную электродвигательную установку. Также добавили возможность применять крылатые ракеты «Калибр» из торпедных аппаратов. Похожа на «Кроштадт» будет и субмарина «Великие Луки».