Заседание военно-промышленной комиссии на производственном комплексе Российской самолётостроительной корпорации (РСК) «МиГ» в подмосковных Луховицах должно было быть особенным не только потому, что проводит его президент страны Владимир Путин.
Первоначально планировалось, что комиссия соберётся на площадке РСК. Показательные полёты МиГ-35 должны были стать частью международной презентации комплекса. Но, как пояснил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, прогноз погоды на вторую половину дня оказался неблагоприятным, заседание перенесли в Кремль, общение с сотрудниками корпорации прошло в режиме видеоконференции. Её частью стали видеозаписи предыдущих испытательных полётов МиГ-35. На самом предприятии, очевидно, на презентацию возлагали большие надежды, связанные с включением производства самолёта в госпрограмму вооружений. Тем более что в данный момент ряд стран уже высказали желание стать заказчиками самолёта.
Этот самолёт — новейшая разработка корпорации, он может интенсивно применяться в довольно тяжёлых условиях, когда территория применения оснащена сильной ПВО потенциального противника. Потенциал у МиГ-35 существенный, более 30 стран выразили желание принять участие в церемонии презентации авиационного комплекса, способного поражать цели как воздушные, так и наземные с надводными.
О том, что такое МиГ-35 и какие у него перспективы, АиФ.ru рассказал Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ).
Александр Колесниченко, АиФ.ru: Насколько «МиГ» знают в мире, что из себя представляют самолёты этого типа?
Руслан Пухов: Самолёты «МиГ» — Миг-29 и его модификации — сегодня эксплуатируют 29 стран мира. Условно его можно назвать лёгким самолётом, особенно если сравнивать с «тяжёлыми» вроде Су-30.
— Какие особенности у нового МиГ-35?
— МиГ-35 — боевой авиационный многофункциональный комплекс поколения 4+, впитавший в себя лучшие традиции МиГовской школы. Дешёвый, доступный, унаследовавший все лучшие черты МиГ-29, своего прародителя, но практически полностью избавившийся от его недостатков, таких, как маленький радиус действия из-за высокого потребления топлива и его низкого запаса. На предприятии смогли, например, уменьшить дымность двигателя. Довели машину, что называется, до «звона». МиГ-29 был чистой воды фронтовой истребитель-перехватчик. Новый комплекс — многофункциональный самолёт, способный работать и по целям на земле, в том числе управляемым высокоточным оружием.
— Какие у него перспективы?
— Большинство военно-воздушных сил мира, по крайней мере, таких стран, как Россия, Китай и США, компонуются примерно так: 30% тяжёлых самолётов (типа F-15 или идущего ему на смену самолёта пятого поколения F-22) и 70% лёгких (типа F-16, F-35, у нас — МиГ-29). В настоящий момент и Россия, и часть её клиентов, таких, как Вьетнам, Алжир, Индия, уже по полной программе упаковались тяжёлыми самолётами семейства Су. Поэтому можно сказать, что на рынке наступает эра лёгкого самолёта.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/010/841/94dfd38657f370944913eb0dba75c630.jpg)
При этом, например, Индия предпочла французский Rafale (многоцелевой истребитель четвёртого поколения, название переводится как «Шквал», — ред). Понятно: после того как они купили Су, им захотелось диверсификации, другой страны-поставщика. С одной стороны, МиГ-29 потяжелее Rafale. У нас традиционно и материалы были похуже, и двигатели с меньшим ресурсом, их надо чаще менять. Это известные проблемы отечественного авиастроения ещё с советских времён, которые мы стараемся преодолеть. С другой стороны, МиГ дешевле и в покупке, и в эксплуатации. Кроме дороговизны, выбор в пользу Rafale я считаю неочевидным и с той точки зрения, что эти самолёты сделаны как хрустальная туфелька принцессы. Данную машину до сих пор использовала только сама Франция: со своей национальной территорией, со своей национальной культурой, техниками. Посмотрим, как Rafale покажет себя в условиях другого климата, других технических регламентов и т. д.
В итоге, думаю, как минимум половина стран, эксплуатирующих сейчас МиГ-29, проявят интерес и к МиГ-35. Понятно, что его не будет покупать, например Польша. Но есть наши союзники: Белоруссия и Армения, такие страны, как Сербия, Сирия, Египет, некоторые страны Азиатско-Тихоокеанского региона, такие, как Филиппины, Бангладеш. Кроме того, думаю, Иран, когда с него снимут санкции, в первую очередь обратится к МиГ-35, учитывая существующий у них парк МиГ. Ирак, который проявлял интерес, учитывая его сложный комплекс отношений с американцами и недовольство F-16. В Латинской Америке это может быть Перу, при некоторых условиях Куба и другие. Я думаю, что два десятка стран проявят интерес, а добрая дюжина в перспективе в течение ближайших десяти лет может этот самолёт закупить.
— Сколько таких самолётов может быть произведено?
— В 2017 году будет согласовываться госпрограмма вооружений. Если в результате в ней будет заложено несколько десятков (30-50) самолётов МиГ-35 для собственной армии, я прогнозирую спрос на 200-300 машин в ближайшее десятилетие. Если его не будет в госпрограмме, то 100-150 самолётов.