Минобороны России развитию беспилотной авиации уделяет особое внимание. Прошли те времена, когда в российской армии использовались БПЛА иностранного производства. Сейчас в руках российских операторов БПЛА только отечественные модели, и «Орланы» в сегменте разведывательных дронов занимают лидирующее место. Разработкой и производством «орланового» семейства занимается петербургский Специальный технологический центр. «Поставки беспилотных летательных аппаратов “Орлан-10” и “Орлан-30” выросли в 53 раза. На предприятии работают в режиме 24 на 7 и работают очень эффективно», — это оценка министра обороны РФ Сергея Шойгу.
«Орланы» над Днепром
Может, и не каждая птица долетит до середины Днепра, а вот «Орлан» не только до середины доберется, но и туда-обратно несколько раз пролетит, разведает обстановку и вернется с «добычей» — разведданными. «Круглосуточно ведется воздушная разведка акватории Днепра в зоне боевого соприкосновения, — отмечают офицеры Минобороны РФ. — БПЛА “Орлан-10” корректируют огонь артиллерии, тяжелых огнеметных систем и удары авиации».
У ВСУ под зорким оком российских беспилотников нет возможности перебросить на российский берег группы десанта, боеприпасы, тяжелое вооружение. Любое передвижение по реке «Орланы» фиксируют и передают информацию в армейские штабы. Они принимают решение на нанесение удара, и тогда координаты «летят» артиллеристам, или продолжают вести слежение.
Чувствуешь себя настоящим пилотом
Операторы «Орлана-10» говорят, что, управляя им, чувствуют себя настоящими пилотами, как будто сами поднялись в небо. «Он похож на самый настоящий самолет, — рассказывает “пилот”, служащий на Запорожском направлении. — У него и размеры, как у небольшого самолета, размах крыльев 3,1 метр. В день запускаем по две “птички”. Один аппарат находится в небе не менее десяти часов. За боевую смену выявляем до 50 целей». Камера БПЛА снимает с расстояния 10 км и четко фиксирует координаты цели.
«Рысь» лучший друг «Орлана»
Беспилотник «Орлан» обладает высокой устойчивостью в воздухе и хорошей управляемостью. Им можно работать в сложных погодных условиях и запускать с ограниченных площадок. Переносится БПЛА в разобранном виде в специальном кофре, собирается за несколько минут и запускается с катапульты. Станция управления может размещаться на базе армейских машин, например, «Рысь», «Тигр» или даже УАЗ.
«Мы не раз с моей “птичкой” работали зимой во время снега, но она справлялась прекрасно, — рассказывает оператор. — Однажды в пургу удалось засечь десант на БМП и спокойно вернуться на базу».
Для посадки «Орлан» имеет парашют, а в нижней части надувной амортизатор, который позволяет не повредить технику.
Младший брат даст фору старшему
У машин не как у людей. Здесь чем больше индекс, тем ты младше. У десятого «Орлана» недавно появился «младший брат» — «Орлан-30». По своим размерам и возможностям он превосходит старшего, хотя внешне похож на предшественника. Размах крыла больше почти на метр и полезной нагрузки может принять до 30 килограмм. Но главное отличие «тридцатки» в том, что на нем установлен лазерный дальномер-целеуказатель. «Орлан-30» может корректировать полет «умных» снарядов и бомб, подсвечивая лазером цели.
«Орлан-10» и «Орлан-30» — не конкуренты. Каждый из них выполняет свою работу, делая её качественно.