С мнением, что боевые действия все больше превращаются в «войну дронов», солидарен Антон Горохов, доброволец первой волны, командир группы БПЛА и руководитель центра, обучающего операторов дронов. Антон в очередной раз приехал в зону СВО из Москвы в разгар боевых действий.
Почему самый прогрессивный опыт использования беспилотников в российской армии — именно у местных корпусов в ЛДНР; как Украина пытается одолеть Донбасс с неба и как гражданские «птички» становятся ударными, узнал корреспондент aif.ru.
«Нельзя находиться вне конфликта»
Антон, студент-политолог РАНГХиГС, первый раз приехал в Луганск в 2014 году после того, как сдал сессию, и попал в подразделение известного командира Александра «Бэтмена» Беднова. Примкнуть к защитникам Донбасса Антон решил, будучи не в силах наблюдать, как украинские нацисты расправляются с пророссийским регионом.
«В Древнем Риме был даже такой закон, что в случае каких-то социальных потрясений гражданин полиса был обязан выбрать одну из сторон, — говорит мой собеседник. — Если он этого не делал, то либо подвергался судебному наказанию, либо лишался гражданства. Это делалось для того, чтобы меньшинство не могло править большинством. Спорная концепция, но в целом я ее придерживаюсь. Нельзя находиться вне конфликта, и ты должен принять одну из сторон и идти до конца».
В начале донбасских событий в беспилотниках не разбирался еще никто, и эксперименты проходили на уровне примитивного авиамоделирования. Такие дроны к работе на поле боя оказались непригодны.
Пять лет назад Антон начал заниматься «птичками» вплотную, создав группу в своем подразделении под Донецком. Стартовали с трех китайских образцов, и началась активная работа по поиску запчастей и профильных специалистов в столице, которые смогли бы хоть чем-то помочь. За эти годы планы нарушали и трагические обстоятельства, и лечение Антона в госпитале (старые травмы и контузия давали о себе знать), и структурные изменения в корпусах. Потом грянула СВО, и Горохов оказался в числе добровольцев, которые зашли под Киев, а летом получил ранение на славянском направлении. После лечения стал в строй, уже обучая операторов беспилотников и занимаясь гуманитарными поставками «птичек».
«В каждой бригаде ДНР в 15-16 году была сформирована группа БПЛА, и это самый прогрессивный опыт российской армии, — отмечает Антон. — Во всей армии РФ такие штатные группы начали появляться после Донбасса . При этом армейские корпуса ДНР и ЛНР были в этом плане впереди всех».
«Тюнинг» для дронов
Цель БПЛА — сохранить жизнь оператору, который по официальной классификации именуется «внешним пилотом».
Относительная дешевизна дронов и возможность эффективно осуществлять разведку и корректировку огня обеспечили им огромную популярность.
Сама «тушка» гражданского БПЛА, произведенного в Поднебесной, стоит 50-100 тысяч рублей, но без соответствующего «тюнинга» не обойтись.
Боевые и перспективные беспилотники России
Боевые и перспективные беспилотники России
«Недостаток их технических характеристик необходимо нивелировать тактикой применения, — уверен командир группы БПЛА. — Нельзя для выполнения задач в зоне СВО приобрести беспилотник в начальной комплектации. Как минимум должны быть аккумуляторы и зарядка для него, и если мы говорим о квадрокоптере, то это шесть батарей или больше. Сразу же нужно покупать планшет, защищенный или с защитным стеклом; крепление для него, которое нигде не найти в полевых условиях; провода и удлинители; инвертор для зарядки от автомобильного аккумулятора от 1,5 кВт. Все это обойдется в сумму порядка 300-350 тысяч рублей».
Несколько дороже выходят те же беспилотники, переделанные под ударные, которые способны нести и обрушивать боеприпасы на врага.
«Но это кустарная история, — резюмирует Антон. — На самом деле, так использовать беспилотники нельзя. Потому что мы видим огромное количество положительных примеров применения гражданских БПЛА с ударной нагрузкой, но мы не видим во много раз большего числа потерянных в этом случае “птичек”. Они поднимаются на определенную высоту, им необходимо зависнуть над противником, прицелиться, и на этих этапах их могут уничтожить средствами ПВО либо РЭБ. Данного класса беспилотников военных у нас нет, и если бы производились, то были бы супердорогими. Наиболее актуальный вариант — это дроны-камикадзе, так называемые “барражирующие боеприпасы”, которые обнаруживают противника, врезаются и уничтожают его. Эффективность их применения высока, дальность работы — порядка пяти километров или больше, в качестве полезной нагрузки они несут взрывчатку, кумулятивные гранаты и стоят около 30-50 тысяч рублей».
Горохов подчеркивает, что любой беспилотник — это прежде всего расходный материал. И сколько бы он ни стоил, он все равно дешевле жизни бойца. К сожалению, приходилось сталкиваться со случаями, когда у командиров БПЛА пылились в сейфах, «птичек» в прошлые годы берегли из-за их дороговизны. Часто операторов заставляли искать потерянные дроны, рискуя жизнью, перемещаясь по «серой зоне» между мин и под огнем противника, что недопустимо.
Тысячи «камикадзе» для Украины
Пока Донбасс был связан Минскими соглашениями, Украина их совершенно игнорировала и активно готовилась к наступлению. И наши бойцы признают: по части «армии дронов» западные вассалы успели сильно продвинуться вперед.
«Украина совершенно на другом уровне, и на закупку и производство беспилотников тратятся огромные средства, — рассказывает доброволец. — Сейчас, по нашим данным, та сторона заказала комплектующие для шести тысяч ударных дронов-камикадзе. У них есть поставленные Западом беспилотники, и разведывательные, и ударные; волонтерские разработки, которые уже выросли в серийное производство. То, что мы начали делать уже во время спецоперации, они делают с 2014 года, сначала усилиями волонтеров, а потом дойдя до своих производств. Это касается и камер, зумов, радиолокационных средств, средств противодействия БПЛА. И боевые действия этот процесс подстегнули. У нас до определенного времени в армии серьезно не воспринимали гражданские беспилотники. Все говорили об “Орланах”, “Форпостах”, при том, что это очень дорогие комплексы, стоящие порой десятки миллионов рублей, их мало, они сложны в обслуживании и все равно состоят из импортных комплектующих. Потому что своей производственной базы по микроэлектронике у нас, к сожалению, нет. “Орланы” долго время летали на японских двигателях, которые потом завозили по параллельному импорту, а позже перешли на китайские аналоги. Сейчас выделены огромные средства на развитие БПЛА в России, проходят научно-исследовательские, конструкторские работы по созданию разведывательных и ударных беспилотников, но в зоне СВО БПЛА массово нужны уже сейчас».
Пока же по обе стороны линии разграничения сражаются дроны, подавляющее большинство из которых произведены в Китае.
Полетели тренироваться — предотвратили наступление
Пока единого центра подготовки операторов БПЛА нет, и эта работа ведется несколькими группами энтузиастов. Преподавателей закономерный дефицит, потому что обращение с «птичкой» в условиях спецоперации в корне отличается от банальных задач, которые решают на «гражданке». Учителя свои знания добыли опытным путем, участвуя в обороне Донбасса с 2014 года.
Центр, которым руководит Антон, обучал мобилизованных ребят, которые позже влились в различные бригады Первого армейского корпуса ДНР. Командование было приятно удивлено познаниям новобранцев по части БПЛА, а главное — умению применять навыки в боевых условиях. Такие же специалисты из числа мобилизованных участвуют в СВО в ЛНР и в Херсонской области.
К сожалению, были и потери среди операторов. Но ущерб противнику наши беспилотники тоже наносят существенный.
«Яркий пример: мы приезжали с инструкторами в начале декабря для обмена опытом с одним из подразделений в направлении Песок, — вспоминает Антон. — Совершали совместные полеты. Мы привезли подготовленные борта, и ребята с ними летали. И выявили то, что противник попытался пойти в наступление. Они несколько часов вели корректировку огня, уничтожая технику врага — около десятка танков, БМП и живую силу. Очень вовремя наши беспилотники оказались в нужном месте!»