Примерное время чтения: 5 минут
1608

Армейская «копейка». Легендарная БМП-1 пережила своего разработчика

Боевая машина пехоты БМП-1.
Боевая машина пехоты БМП-1. Wikimedia Commons

12 декабря 2022 скончался Даниил Релин, известный машиностроитель, разработчик завоевавших славу боевых машин пехоты. С 1954 года, закончив Ленинградский политехнический институт по специальности «инженер-механик», он начал работу на Курганском машиностроительном заводе, пройдя путь от конструктора до заместителя директора технического управления предприятия. Он внес большой вклад в разработку и постановку на серийное производство боевых машин пехоты БМП-1, БМП-2, БМП-3, БМД-4М. 

Данил Релин.
Данил Релин. Фото: Курганский машиностроительный завод.

Первым будешь

Прежде всего, стоит отметить, что БМП-1 стала первой в мире серийной плавающей боевой машиной пехоты. Её главное назначение — транспортировка личного состава, защита и поддержка танков в бою. Разработали ее на Челябинском тракторном заводе им. В. И. Ленина, приняли на вооружение в 1966 году. Уже потом чертежи и документацию передали на Курганский машиностроительный завод.

Преодолевать водные преграды БМП могла с помощью полых металлических катков. Двигалась она на плаву с помощью решеток, которые перенаправляли поток воды с гусениц назад, а спереди поток воды шел под нос машины, поднимая ее над водой. Ещё одно нововведение заключалось в том, что движущиеся части гусениц не перекрывали друг друга, что увеличило ее ресурс.

На вооружении у нее было 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 «Гром», спаренный пулемёт 7,62-мм ПКТ и ПТУР 9М14М «Малютка». Бронекорпус БМП-1 сварной из стальной катаной брони. Он выдерживает попадание 23-мм бронебойных снарядов с передних направлений обстрела на дальности с 500 метров, и защита кругом от 7,62-мм бронебойных пуль на дальности с 75 метров. Также броня защищает от осколков, бронебойных пуль стрелкового оружия и пулеметов.

К тому времени в мире уже вовсю хвастались успехами в освоении ядерного оружия, поэтому для машины сделали противорадиационный подбой, защитив экипаж от облучения.

Разумеется, были у машины и недостатки. Она оказалась уязвимой для РПГ и ПТРК противника, а также обладала слабой стойкостью при подрывах на минах. Угол возвышения пушки составлял всего 15 градусов. 

Между первой и второй…

Очевидно, что машину надо было развивать, чем и занялись конструкторы Курганского машиностроительного завода с 1974 года. Еще один вариант прорабатывался Челябинским тракторным заводом, однако «победило» Курганское предприятие. Там, после принятия на вооружение в 1980 году, было развернуто серийное производство БМП-2.  

Главное отличие обновленной машины от первого варианта заключалось в более крупной башне, в которую теперь помещалось двое человек, и оснащении другим комплексом вооружения. Дело в том, что во времена разработки БМП-1 единственным возможным ПТРК был комплекс 9К11 «Малютка» со смешной по нынешним временам дальностью поражения от 500 до 3000 метров. Однако и ближние цели он поражать не мог, поэтому ему добавили гладкоствольное орудие.

Однако в следующем десятилетии появились более совершенные ПТРК, не имевшие «мертвой зоны». Так основным оружием стала автоматическая 30-мм пушка 2А42 с боекомплектом в 500 выстрелов. С ней можно выбирать даже темп стрельбы — 300 или 550 выстрелов в минуту.

Модернизация коснулась и брони. Корпус и башня БМП-2 сварены из катаных стальных броневых листов толщиной от 5 до 19 мм. Лоб башни толщиной 23 мм. Применение новой стали позволило снизить массу корпуса на 10 процентов относительно массы корпуса из стали, используемой в БМП-1. Машина обрела также дымовые гранаты для постановки завес и динамическую защиту.

Следующий вариант БМП-3 также был создан курганским Специальным конструкторским бюро машиностроения, разработка началась аж за три года до принятия на вооружение БПМ-2, и в новую конструкцию было внедрено 111 изобретений. Пожалуй, главным испытанием для машин стало ведение огня по расположенной в полутора километрах цели на плаву, и они успешно с ним справились.

Пожалуй, придание машине умений амфибии было поставлено во главу угла — появилась функция заднего хода для плавания, помпа для откачки воды, 6 опорных катков с каждого борта обзавелись гидроамортизаторами.

Машина показала после пробега высочайшие показатели на стрельбах, она прошло 2 тысячи километров, чего не смогли сделать британские и американские машины. Её закупали в самых разных странах, но особенно отличились ОАЭ, захотевшие 600 экземпляров. 

Обновлённая БМП обрела 100-мм орудие, пусковую установку 2А70 весом 400 кг и технической скорострельностью 10 выстрелов в минуту, осталась спаренная пушка 2А72 и пулеметы.

Стоит упомянуть и о последней модернизации этих машин — «Басурманин», БМП-1АМ, которые начали разрабатывать на Уралвагонзаводе почти десять лет назад и завершили проект в середине 2020. На данный момент эти машины уже принимают участие в боевых действиях на Украине.

У машины обновили приборы, благодаря чему увеличилась дальность обнаружения целей, упростился процесс эксплуатации и обслуживания. На ней смонтировали башню с пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом ПКМ, появилась возможность установки гранатомета и противотанковых ракет «Метис». Собственно, БМП-1 дополнили всеми лучшими штуками, которые появились на второй и третьей модификации. БМП-3 эта машина, впрочем, уступает.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах